20 марта 2024 г • "Нераздельное существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество..." (Троичен 4-й песни Великого канона)
В среду первой седмицы Великого поста Правящий Архиерей возглавил служение великого повечерия с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском храме г. Воронежа.
Вечером в среду первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, прибыл в воронежский храм в честь Казанской иконы Божией Матери, чтобы совершить великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Правящему Архиерею сослужили настоятель Казанского храма протоиерей Григорий Самойлов и клирики храма.
По завершении богослужения митрополит Сергий обратился к пастве со словом духовного назидания. Высокопреосвященнейший Владыка приветствовал богомольцев с начавшимися святыми днями Великой Четыредесятницы и призвал следовать церковным установлениям, соблюдая пост не только телесный, но и душевный, очищая свое сердце от страстей и прилагая все усилия для исправления своей жизни. (Аудиозапись слова Главы Воронежской митрополии размещена на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).
О СОДЕРЖАНИИ ВЕЛИКОГО ПОКАЯННОГО КАНОНА, ЧИТАЕМОГО В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА:
Покаянный канон преподобного Андрея Критского описывает известные ветхозаветные события и образы: рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную, - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи. Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. Библейские события описываются преподобным Андреем, как подобия грехопадений и покаяния, повторяющихся во все времена бытия человечества.
Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не простая поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.
По мысли автора канона, в греховных соблазнах людей страстные помыслы подобны Еве - искусительнице Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают любострастную человеческую жизнь - "оживляют плоть". Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом.
Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каина и Ламеха. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Святого Духа. Поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя. В потоках душевных страстей утопают массы людей, наподобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее.
Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения. Страсти сожигают души людей, как геенский огонь жителей древнего Содома, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота. Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину ее собственного нравственного разложения. Нам необходимо стремительно бежать от греха по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на "горе добродетелей, как Лот в Сигоре".
Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, зависимости от греха и, одновременно, упование на Бога - очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к смирению и святости, спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди.
Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем, Богом дарованном, сияющем чистотой облике.
Аудиозапись проповеди митрополита Сергия после богослужения в Казанском храме - 11 642.3 kb