14 февраля 2024 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Мы призваны служить Богу и заботиться о духовном здоровье паствы"
Официальный портал Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви опубликовал интервью митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии.
"В рамках недавно прошедших в Москве XXXII Международных Рождественских образовательных чтений православные священнослужители, имеющие опыт попечения о душевнобольных, специалисты в области психиатрии, практикующие врачи, ученые, психологи встретились на заседании секции "Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога", чтобы обсудить актуальную сегодня тему пастырской помощи, в сотрудничестве с представителями медицинского сообщества, при работе с пограничными и патологическими состояниями психики. Традиционно заседание секции возглавлял митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, давно занимающийся этими вопросами в Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Предлагаем читателям "Монастырского вестника" интервью, где владыка Сергий рассуждает о том, почему забота о душевнобольных непременно должна находиться в зоне ответственности Церкви.
- Ваше Высокопреосвященство, почему возникла необходимость в рамках работы Комиссии Межсоборного Присутствия по церковному просвещению и диаконии заниматься темой пастырского попечения о душевнобольных?
- Работа в этой области началась в 1991 году, когда Священный Синод и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II определили организовать Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Тогда отделу была передана городская клиническая больница N 5 с присвоением ей имени святителя Алексия митрополита Московского. На базе этой больницы отдел начал осуществлять медицинские программы и объединять православных врачей. В это же время был открыт Научный центр психического здоровья, где специалисты искали новые пути развития психиатрической науки в нашей стране. Некоторые из ответственных сотрудников института были людьми верующими, открытыми к диалогу с Церковью. Так начался процесс взаимодействия духовенства и представителей медицинской науки, который продолжается до сих пор.
- Часто священники предлагают своим пасомым духовные средства помощи при симптомах психических заболеваний. Может ли священник самостоятельно сделать вывод, что человек нездоров душевно, и в какой форме он должен предложить помощь больному?
- Одна из основных задач нашей Комиссии – по возможности исключить непонимания и противоречия между психиатрами и священнослужителями, чтобы они относились другу к другу с уважением и находили возможные варианты сотрудничества. В большинстве случаев врач работает исключительно с человеческим телом. Наши конференции, семинары и публикации расширяют границы вопроса о причинах болезни человека. Они помогают медикам разобраться в области душевных проблем пациента. Священнослужители черпают много полезных знаний из области практической медицины. В этом смысле наша работа взаимно полезна и очень плодотворна.
- Помогает ли духовная жизнь, участие в церковных Таинствах людям с душевными расстройствами?
- Безусловно. Конечно, если человек ничего не знает о Боге, то к нему требуется особый подход, его нужно воцерковлять. Это процесс длительный и, непременно, добровольный. Человек верующий, внимательный к своей духовной жизни, нуждается в опеке Церкви и к нему должен быть открыт доступ священника. При Центре психического здоровья существует домовый храм; назначенный туда священнослужитель знает, чем живет Центр и какие проблемы имеются у его прихожан. Больные могут свободно посещать храм, а священник – беспрепятственно общаться с больными. Для оказания духовной помощи человеку, как правило, недостаточно разовой встречи; важно, чтобы постепенно укреплялось взаимное доверие между священнослужителем и больными, а также между пастырем и докторами. Например, такой сложный и деликатный вопрос, как подозрение на бесоодержимость является для врача пунктом преткновения и очень часто доктора не понимают, какова природа этого явления. Общение же со священником должно помочь психиатру разобраться в этой проблеме.
Конечно, не каждый священник умеет правильно разговаривать с психически больным человеком. В Москве и Московской области есть несколько пастырей, которые до принятия сана были успешными врачами-психиатрами. Мы их пригласили к участию в нашей работе, и они очень нам помогают. Не нужно забывать свои "корни"; ведь мы, священнослужители, призваны служить Богу через заботу о духовном здоровье паствы, а значит – должны относиться к людям с большой любовью и уметь помогать им, используя ранее приобретенные знания и полезные навыки.
- У некоторых душевных и телесных недугов очень схожая симптоматика (например: уныние – депрессия). И часто человек не может понять, в какой именно помощи он нуждается: духовной или психиатрической?
- В этом и состоит главная задача нашей рабочей группы. Обсуждая различные аспекты проблем, связанных с помощью душевнобольным людям, мы приходим к важным выводам. На их основании мы публикуем документы, которые могут помочь как священнику – определить наличие психического расстройства, так и врачам – распознать, когда они имеют дело с духовной областью человека. Понятно, что в сложных ситуациях в каждом конкретном случае духовнику очень желательно советоваться с хорошим психиатром, чтобы они совместно могли определить, где имеет место духовная проблема, а где – психическое заболевание.
- Владыка, как Вы могли бы охарактеризовать сотрудничество со священнослужителями из других стран, которые занимаются попечением душевнобольных? Приносит ли оно свои плоды?
- Такое сотрудничество полезно не только для нас, оно полезно обоюдно. Наши собратья, в большинстве не единоверные нам (представители других конфессий), сейчас переживают трудные времена в выражении своей веры. Это сказывается, в частности, и на работе с душевнобольными людьми. В странах Европы, чтобы священнику пройти в палату к своему духовному сыну или дочери, нужно преодолеть ряд определенных сложностей. Психиатрия во всей Европе стала антирелигиозной. Считается дурным тоном, если священник придет в больницу и будет разговаривать с психически больным человеком или даже просто принесет ему Святые Дары, причастит его и совершит с ним молитву. Поэтому, когда священнослужители из других стран принимают участие в наших ежегодных встречах, они с удовольствием слушают выступающих, делают свои доклады и как-то немного "оживают", ощущая поддержку единомышленников. Очень жаль, что европейские священнослужители и ученые, с которыми у нас были прекрасные отношения, приехать к нам сейчас не могут – власти их стран не допускают посещения России даже для пользы науки и духовного здоровья сограждан. Более того, не каждый из них может прислать на конференцию свой доклад – это может грозить им серьезными неприятностями.
Москва же теперь стала своего рода центром, развивающим работу Церкви с психически больными людьми. В других странах интересуются нашими наработками, используют российский опыт. В свою очередь, на Ближнем Востоке или в странах Африки (скажем, в Египте и Эфиопии), попечение о душевнобольных организовано очень хорошо. В Латинской Америке имеется прекрасный опыт работы по данному профилю в римо-католических приходах. И, благодаря нашим конференциям, мы можем делиться друг с другом наработанным опытом. В европейских странах это является сейчас особенно востребованным. Таким образом, общение нас взаимно обогащает.
В нашей стране сегодня имеется, можно сказать, уникальная возможность объединить усилия Церкви и психиатрической науки, чтобы осуществлять попечение о людях, которые нуждаются в нашей помощи.
Беседовала Дарья Лагутина".