19 января 2024 г • "Одеваяйся светом яко ризою, во струи одевается днесь Иoрданския" (Стихира праздника Богоявления)
В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и Великое водоосвящение в Благовещенском кафедральном соборе.
Описание события Крещения Господа Иисуса Христа дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34). Его духовный смысл изъясняется в стихирах, канонах и иных молитвословиях праздника, которые мы слышим за богослужениями: "Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих..." (3-я стихира на стиховне). "Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха" (Стихира на водоосвящении). Приходя в храм на богослужение, мы не просто воспоминаем события многовековой давности, - мы в благоговении духовно предстоим и внимаем тем священным событиям.
Праздник Крещения Господня традиционно собирает под своды православных храмов большое количество верующих, спешащих вознести свои молитвы в этот светлый и радостный день, а также набрать "Великую Агиасму" - освященную "воду святых Богоявлений".
На торжественное архиерейское богослужение в главный храм Воронежской епархии собралось множество горожан. Божественную литургию по чинопоследованию святителя Иоанна Златоуста совершил Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии. Правящему Архиерею сослужили клирики Благовещенского кафедрального собора.
Богослужебные песнопения с особой торжественностью воспевал смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
На Литургии звучали особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией, а также на явление миру Христа Спасителя при реке Иордан:
"Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар... Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять... Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?" (Стихи первого антифона).
Со стихами второго антифона воспевался припев: "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия".
К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". (Русский перевод: "При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе").
За литургией было прочитано Евангельское зачало, повествующее о событии Священной истории, ставшем основой для нынешнего торжества: "В те дни приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:13-17, текст приводится в Синодальном переводе).
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую...". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).
После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью о празднике к молящимся обратился клирик Благовещенского собора иерей Михаил Семенов.
В алтаре кафедрального собора митрополит Сергий вручил благотворителю Самуиловского храма г. Воронежа, Генеральному директору ООО НПФ "ЭкоБиоТехнология" Михаилу Федоровичу Федорову Патриаршую награду - орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
По заамвонной молитве митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил чин Великого водоосвящения. При торжественном пении хором стихир, раскрывающих духовный смысл праздника, на середину храма был изнесен напрестольный крест и совершено каждение наполненных водой водосвятных чаш.
Затем были прочитаны паремии (Ветхозаветные тексты), в которых звучали пророчества о празднуемое ныне событии на Иордане, а затем митрополит Сергий возгласил Евангельское зачало, повествующее об исполнении этих пророчеств - о Крещении Господа Иисуса Христа (Мк. зач. 2).
После мирной ектении, в которой Церковь от лица всех верующих молитвенно испрашивала у Бога благодатные дары людям, с благоговением принимающим сию освящаемую воду, Владыка Сергий возгласил особую молитву чина Великого водоосвящения (приводим фрагмент, касающийся описания милости Божией к человеческому роду, выразившейся в схождении в наш мир Сына Божия):
"...Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев...".
По завершении молитвы, при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...", митрополит Сергий и сослужащие священники совершили троекратное погружение креста во все водосвятные чаши, установленные в храме.
После отпуста богослужения митрополит Сергий обратился к духовенству и мирянам со словами поздравления и архипастырского назидания. "Мы с вами должны быть благодарны Богу, что Он ведет нас изо дня в день, из года в год по тому пути, который нам надлежит пройти, чтобы сделаться наследниками Царствия Небесного. Смыслом нашей жизни должны стать любовь к Богу, любовь к своим ближним и добрые дела - и Господь, видя наше благочестие, подаст всем нам Свое благословение", - подчеркнул Высокопреосвященнейший Владыка. (Видеозапись смотрите на встроенном плеере внизу страницы).
Освященной водой - Великой Агиасмой - были окроплены алтарь, весь храм и молящиеся, а также классы воскресной школы и все помещения на территории кафедрального собора.
Напомним, что чин Великого водоосвящения совершается дважды – в Крещенский сочельник (канун) праздника и в самый день Богоявления. Благодатное действие воды, освященной в эти дни – едино, никакого различия нет.
Сосуды с освященной водой хранятся в храмах, верующие хранят Богоявленскую воду в своих домах в течение всего года. Освященная накануне и в день праздника Крещения Господня вода используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, освящения домов и различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается верующими как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".