28 мая 2023 г • Архиерейское богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
В Неделю 7-ю по Пасхе митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию.
Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа. Правящему Архиерею сослужили ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск и клирик кафедрального собора иерей Илия Сазонов.
Богослужебные песнопения исполняли детский хор учащихся воскресной школы кафедрального собора под управлением регента м. Марии Палий и митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
Евангельское зачало, прочитанное за Литургией, содержало часть Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду, в которой Он просил Отца Небесного о единстве всех верующих в Него: "...Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную" (Ин. 17:1-13).
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую...". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).
После пения "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью к молящимся обратился иерей Илия Сазонов.
Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 100 человек, в том числе многие учащиеся приходской воскресной школы.
О ЗНАЧЕНИИ НЫНЕШНЕГО ПРАЗДНИКА:
В слове на память святых отцев I Вселенского Собора святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Ныне святая Церковь вспоминает святых отцов Первого Никейского Вселенского Собора, утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а сам сотворен Богом Отцом.
Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру, ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтой, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву за весь мир и взять на себя грехи его.
Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос. Это пагубное для душ еретическое учение публично и премудро опровергнуто и предано проклятию святыми отцами Первого Вселенского Собора, бывшего при равноапостольном царе Константине и в присутствии его, в 325 году по Рождестве Христовом в городе Никее, и православное учение о Сыне Божием, Спасителе нашем, торжественно восстановлено - оно находится в Символе веры и читается так: "Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша".
Святая Церковь благодарно прославляет ныне Господа за то, что Он основал на земле разумные светила отцов наших и чрез них всех нас наставил истинной вере..."
Размышляя о важном значении единства чад Православной Церкви во Христе, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди в этот день подчеркивал:
"Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо, но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться "в единении духа и в союзе мира" (Еф. 4:3) и Спаситель наш "ту есть", - посреди нас.
Такова сила единомыслия и братского единения и общения! Через них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу Небесному об учениках Своих: "Отче Святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино" (Ин. 17, 11:20): так и Святая Церковь, вслед за Иисусом Христом, тоже не престает до ныне молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос, в важные минуты Своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) Своих учеников по трое к участию в Своей молитве: например, на Фаворе, и пред страданиями в саду Гефсиманском (Лк. 9:28; Мф. 26:37); так и святая Церковь в важных случаях всегда искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро, когда ей нужно было узнать волю Божию о чем-либо, она немедленно созывала Соборы, и единогласное решение Соборов принимала за глас Самого Бога...
Потому, что отцы, присутствовавшие на Соборах, были осеняемы особым наитием Святого Духа, Святая Церковь и совершает ежегодно память-ныне всех без исключения Отцов 1-го Вселенского Собора, в июле - IV-гo Вселенского Собора и т.д. и потому-то так высоко ценит Святая Церковь постановления соборные, ставя их наряду со Святым Писанием: идеже два, или трие, собраны во имя Христово, - хотя бы то и миряне, - там, сами знаете, и Сам Христос!..". Полный текст слова смотрите по ссылке: http://spb-eparh-vedomosti.ru/article.php?id=277
Тропарь святых отцов, глас 8:
Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.
Кондак святых отцов, глас 8:
Апостол проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истины, исткану от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.