21 мая 2022 г • "Опыт преодоления скорби в текстах Священного Писания"
Доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, на секции "Попечение Церкви о душевнобольных: стрессовые расстройства и пути их преодоления".
Секция состоялась 21 мая в рамках XXX Международных образовательных чтений в Отделе внешних церковных связей (г. Москва).
Доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, "Опыт преодоления скорби в текстах Священного Писания":
"Психологическое и эмоциональное напряжение человека, обусловленное природными и социальными факторами, неоднократно и задолго до появления термина "стресс" было описано в Священном Писании, которое убедительно свидетельствует о том, что наблюдаемые при стрессе беспокойство, тревога, подавленность и другие негативные проявления возникают у человека в связи с состоянием греховности.
В библейском повествовании о познание добра и зла мы обнаруживаем, что человек не просто познает, но и творит зло, прерывая связь с Богом –источником гармонии, добра и жизни. Нарушение заповеди означало не только выбор пути греха, но и появление того последствия греха, которого на земле еще не было, – смерти: "грех вошел в мир, и грехом смерть" (Рим. 5: 12). С этого момента грехи человека и угроза смерти являются источником горя и душевных травм. Привычки людей, в том числе греховные, складываются в характер, который становится причиной разрушения и страдания окружающего мира, находящегося под угрозой гибели. По словам апостола Павла, "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8: 22). Наиболее частыми причинами развития стрессового расстройства являются техногенные катастрофы, военные действия, насилие и жестокое обращение. Создавая греховными действиями обстоятельства жизни, которые становятся факторами стресса, человек сам оказывается жертвой этих факторов. Таким образом, в свете Священного Писания стресс - это явление, укорененное в духовной сфере человеческой жизни, которое нельзя свести лишь к процессам, рассматриваемым в биологии, психологии или медицине. При этом морально-нравственную оценку деятельности человека нельзя подменить клинической диагностикой. А медикаментозное и психотерапевтическое воздействие на пациента со стрессовым расстройством никогда не заменит роль духовной зрелости личности в уврачевании негативных воздействий жизненных обстоятельств на душевное здоровье.
Забота о том, чтобы цель была воплощена в жизнь – это основополагающее свойство человеческой души. Если человек озабочен лишь тем, чтобы жизнь протекала так, как он того хочет, он неизбежно будет испытывать стресс и его последствия. Жизненные трудности при достижении цели и беспомощность человека перед искушениями мира вызывают беспокойство и тревогу, описываемые как характерные признаки стресса. В духовно-нравственном контексте психологический стресс – это следствие чрезмерной веры людей в свои возможности. "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" (Притч. 3: 5–6) наставляет премудрый Соломон тех, кто пытается контролировать все, что происходит в их жизни. А апостол Петр прямо говорит, что человеку ошибочно возлагать заботы о себе на кого-либо, кроме Господа: "Все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас" (1 Пет. 5: 7).
Психологический стресс обычно связывают с негативными воздействиями, в результате которых человек чувствует, что ему не достает собственных сил и что он остался один на один с суровыми обстоятельствами. В таком состоянии человек обнаруживает свою уязвимость. Он испытывает, во-первых, хрупкость своего существования, которая переживается как предел человеческих возможностей, а иногда и как граница жизни со смертью. Во-вторых, обнаруживается его социальная хрупкость, являющаяся результатом переживания прерывания связей с другими людьми. И, в-третьих, –личностная хрупкость, проявляющаяся ощущением того, что человек стал "безликим", переживанием потери собственной идентичности и "умаления" образа Божия в себе. Иными словами, стресс позволяет человеку увидеть правду о себе самом: о своей ограниченности, своей зависимости от любви других людей и Бога. Такой взгляд человека на самого себя помогает ответить на вопрос о смысле страдания.
Мы живем в культурной среде, где человеческие страдания принято рассматривать как нечто лишенное смысла, как события, о которых не нужно вспоминать, пока они не коснутся нас или наших близких. Возможно, такое отношение является проявлением глубокого внутреннего устремления человека вновь жить в раю, где не было страдания и смерти, где человек, находящийся в состоянии внутренней гармонии, мог творить гармоничный мир вокруг себя. Ощущению бессмысленности невзгод противостоит опыт Христовой Церкви, судя по которому, скорби имеют для христианина глубокий смысл. Мы, христиане, не только радуемся благополучию, посланному нам Богом, но и испытаниям, которые укрепляют нашу веру, надежду на обретение тех благ, которые обещаны Господом: и в нашей земной жизни, и жизни вечной. Апостол Павел напоминает: "но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим. 5, 3–5). Эта надежда на воскресение с Господом, которую мы получили с момента крещения, осталась бы в нас в зачаточном состоянии, если бы не было скорбей. Кроме того, нас укрепляет и любовь Бога, которая изливается на нас вместе с горем: "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести", – говорит нам апостол Павел (1Кор. 10: 13). Таким образом, потери и душевная боль понимаются христианами в контексте пользы для духовного роста человека. Преподобный Иоанн Дамаскин прямо говорил: "Следует знать, что все печальные, угрожающие нам случаи по отношению к тем, которые принимают их с благодарностью, навлекаются для их спасения и непременно бывают доставляющими пользу".
Священное Писание неоднократно повествует о том, как верующий человек переживает неожиданные невзгоды и потери. Примером одного из самых подробных рассказов о переживании внезапно пришедшего горя мы находим в книге Иова. Потеряв все свое имущество, семерых сыновей и трех дочерей, пораженный проказой и ставший изгоем, этот богобоязненный и набожный человек в течение семи дней и ночей не мог говорить. Он был не в состоянии поверить, что это действительно с ним случилось. После чего из его уст вырвались слова негодования, в которых он стал "проклинать день свой" (Иов. 3, 1). Будучи человеком благочестивым, Иов начинает искать Бога и обращается к Нему с требованием справедливости, словно ведя переговоры с Творцом, "как наемник ждет платы своей" (Иов. 7, 2). Работник, ожидающий справедливого вознаграждения за свой труд, – это образ человека, потрудившегося в желании освободиться от грехов и ожидающий получить за это воздаяние: "Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность", - говорил Иов (Иов. 31, 6). В этом требовании Божией справедливости ему не хватило смирения, против которого, по свидетельству святых отцов, бессилен даже диавол. Однако, Иов именно благодаря испытаниям обретает эту добродетель смирения, исповедуясь перед Господом словами: "вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои" (Иов. 39, 33–34). После чего к Иову возвращается душевный мир и он принимает все невзгоды, которые посетили его, подготовив к встрече с Богом: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя" (Иов. 42,5).
Неслучайно основные этапы переживания горя в книге Иова используются в психологической модели Элизабет Кюблер-Росс, – известного психиатра, которая вместе с больничными священниками и студентами чикагской семинарии обобщила основные фазы душевных переживаний смертельно больных пациентов. Описанные ею стадии душевной травмы, вошли в Настольную книгу священнослужителя Русской Православной Церкви. Принимая во внимание эти стадии переживания горя, можно заметить, что далеко не всегда человеку уместно говорить о Боге, убеждать его с позиций разума в существовании загробной жизни и необходимости помощи священника: друзья Иова говорили о Боге несвоевременно, много и тщетно.
Подчеркивая важность взаимодействия пастырей, психологов и врачей-психиатров при душевных расстройствах, связанных со стрессом, следует понимать место в этом священника. Цель священника - не только утешить, но и помочь соединиться со Христом, пережить опыт богообщения. Это и определяет направление пастырского служения людям, переживающим стресс и его последствия. Перед пастырем стоят непростые задачи. Иногда священник должен провести катехизацию и совершить Крещение. Нередко, после катехизации воцерковить человека или возобновить его отношения с Церковью, прерванные, возможно, много лет назад. Духовенство должно быть готовым к тому, что при чрезвычайных обстоятельствах возникает много глубоких вопросов, о которых при обычном течении жизни люди не задумываются.
В этой связи нельзя обойти проблему стресса у духовенства. Некоторые приходские священники испытывают признаки того, что теперь называют "профессиональным выгоранием": тревогу, подавленность, раздражительность, чувство внутреннего изнеможения. Священники, как и представители других профессий, осуществляющих помощь людям, постоянно сталкиваются с негативными сторонами жизни людей и с их скорбями. Способность духовенства сострадать, уметь выслушать и разделить горе – очень важная способность, необходимая для облегчения душевной боли других членов Церкви. Священник в этом следует примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который "может сострадать нам в немощах наших" (Евр. 6, 15). Однако, священническое служение связано с высоким риском негативного влияния стресса.
В этой связи, духовенству нужна постоянная забота о своей собственной духовной жизни и молитве, чтобы иметь возможность получить укрепление от Самого Спасителя. Священнослужителю необходим опытный духовник, помогающий понимать не только пастырские обязанности, но и границы своих возможностей, организовать свою жизнь так, чтобы справляться с нагрузками повседневной жизни. Слова апостола Иакова "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16) адресованы, прежде всего, к духовенству. И мы знаем, что при отсутствии попечения о своей духовной жизни, священнику самому может понадобиться помощь психолога или врача-психиатра.
Духовенству следует заботиться о состоянии своего физического здоровья. Нужен достаточный отдых, о необходимости которого апостолам говорит Сам Господь: "пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда" (Мк. 6: 31). Задача духовенства состоит в том, чтобы в полной мере пользоваться возможностями своего тела и души для служения Богу и Церкви. Отсюда проистекает необходимость разумной заботы о своем здоровье.
Кроме того, нужно уметь радоваться, по словам апостола Павла: "Всегда радуйтесь" (1 Фес. 5, 16), "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4, 4.). Чтобы научить прихожан радоваться, несмотря не невзгоды, нужно самому быть источником той радости, о которой говорил Спаситель мира: "радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15: 11). Наша радость не только потому, что она обещана Господом нашим Иисусом Христом в будущем, но и потому, что Его Царствие начинается в нашей земной жизни утверждением законов любви. Мы не можем не радоваться, если каждый день в храме, на работе, в семье и обществе нам удается быть соработинками Богу в построении и приближении Его Царства любви. Святитель Василий Великий, создавший василиады, – первые больницы, ставшие воплощением милосердия христианского мира, писал: "душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби".
Наконец, духовенству необходимо постоянно находить себя в творчестве. Являясь Образом и Подобием Творца, мы не можем не творить. Причем, творчество – это не только сфера музыки, поэзии, литературы или живописи. В широком смысле слова, творчество - это преображение жизни на принципах правды, добра и любви, раскрытых в Священном Писании и Предании Церкви. Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, перефразировав заповедь Бога человеку о возделывании рая: "Даю тебе творческую власть – сотвори землю небом, ибо ты можешь сделать это". Когда у священника исчезает эта "творческая власть" и он перестает реализовывать себя в творческом осмыслении жизни и ее преобразовании, он становится особенно уязвимым к стрессу.
Негативные воздействия на человека со стороны окружающего мира неизбежны. Однако, наша реакция на них зависит от нашей духовной зрелости. Горе и страдание не должны быть ощущением беспомощности и уязвимости человека, они должны стать началом пути восхождения к Богу, являющегося источником полноты и гармонии жизни. Христианин может воспользоваться жизненными обстоятельствами для своего духовного совершенствования и принять любые события как факторы Божественного Промысла, испытания и просвещения. Следуя опыту христиан, переданному нам апостолом Павлом: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (2 Кор. 4. 8–10).