23 апреля 2022 г • "Сия есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав..." (Стихира вечерни Великой Субботы)
В Великую Субботу Правящий Архиерей возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
23 апреля, в Великую Субботу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию по чинопоследованию святителя Василия Великого. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.
Молитвенным пением украсил богослужение митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
Литургия в этот день совершалась в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.
Вместо Трисвятого воспевалось "Елицы во Христа крестистеся" и читалось апостольское послание о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Эти пение и чтение служат указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершать Крещение оглашенных, в течение долгого времени готовившихся "ко святому просвещению".
По чтении Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями в белых облачениях был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). В это время митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в белые ризы. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” и священных одежд Престола и жертвенника.
Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа Спасителя (Мф. 28:1-19).
На сугубой ектении возглашались молитвенные прошения о единстве Святого Православия и об избавлении от вредоносного поветрия. Затем митрополит Сергий вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
Вместо обычной Херувимской песни воспевалось исполненное глубокой внутренней сосредоточенности и страха Божия песнопение: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
Перед причащением мирян с проповедью о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Его сошествии во ад к молящимся обратился клирик кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышов.
Перед пением "Буди имя Господне благословенно..." была вознесена о мире на Святой Земле.
После отпуста Литургии, согласно церковного устава этого дня, было совершено благословение хлебов и вина, в напоминание о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.
По окончании Литургии на площади у южного входа в Благовещенский кафедральный собор началось совершение освящения куличей, Пасхальных яиц и творожных пасох.
Подробнее о событиях Великой Субботы и их духовном значении:
День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Спасителя и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с Креста бездыханного Господа Иисуса Христа, обвив Его пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, праведные Иосиф и Никодим положили пречистое тело в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева, и мать сыновей Зеведеевых.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но, не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа, и не сказали народу: "Воскрес из мертвых", - в субботу испросили у Пилата позволения приставить ко гробу стражу, а самый гроб запечатали печатью, (Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42), тем доставив истине Воскресения Христа несомненное подтверждение.
Святитель Феофан Затворник размышляет: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех". (Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года").
Об этом говорят нам и слова церковных молитвословий, воспеваемых в нынешний день: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе". (Тропарь).
"Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава Господи, Кресту Твоему, и Воскресению Твоему". (Стихира самогласна на "Господи воззвах").
Сокрушенные врата поверженного ада, разоренного сошествием Господа Иисуса Христа, - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, этот день - связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и грядущей Пасхой Христовой - Праздником праздников и Торжеством из торжеств.