21 апреля 2022 г • "Слава долготерпению Твоему, Господи!"
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил утреню Великого Пятка с чтением 12-ти Страстных Евангелий в Благовещенском кафедральном соборе.
21 апреля митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
Проникновенным молитвенным пением украсил богослужение митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
Богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий (по церковнославянски - "страстей") и крестной смерти Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих евангельских зачалах подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Поэтому после мирной ектении, при пении тропаря "Егда славнии ученицы" напрестольное богослужебное Евангелие было изнесено на середину храма и возложено на аналой у подножия Креста.
Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Великую Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона, назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых. Ночь с четверга на пятницу – самый страшный момент Священной Истории: Христос осужден на смерть синедрионом (высшим судом, состоявшим из первосвященников и старейшин народа). Исполнилось предсказанное самим Иисусом: "Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет..." (Мк. 10:34). Увидев своего Учителя схваченным воинами, ученики бежали, оставив Его одного перед лицом неправедных судей и мучителей…
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены 15 умилительных антифонов, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
Духовной кульминацией антифонов является заключительный, 15-й антифон: "Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение". (Перевод: "Ныне висит на древе Тот, Кто утвердил (повесил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; во лже-порфиру (для насмешки) одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение!"). Это песнопение прозвучало на славянском и грузинском языках, в исполнении священнослужителей и хора.
Каждый час той, единственной в истории Великой Пятницы - новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя. И отголосок этих страданий слышится уже в каждом слове этого богослужения - несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних: "Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят Небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада...".
В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, не может спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой - везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. Возмущается сердце вероломством Иудеев, кровоточит от льстивых слов предающего Иуды, терзается страданиями Спасителя, терпящего поругание и бичевание, сокрушается при виде крестных мучений Христа. Этим потрясающим зрелищем всего совершившегося Церковь всецело объемлет верующую душу, сосредотачивает ее и устремляет единственно на созерцание Креста Христова, старясь возвысить христианина до того благодатного состояния, в котором находился апостол, не желавший ничего знать, "точию Иисуса Христа и Сего распята" (1 Кор. 2:2).
По 9-й песни трипеснца священнослужители воспели краткий, но исполненный глубочайшего сердечного умиления светилен: "Разбойника благоразумного во единем часе раеви сподобил еси, Господи; и мене Древом крестным просвети и спаси мя". Это песнопение было также воспето и хором кафедрального собора.
Домой богомольцы возвращаются с горящими свечами. По старинному обычаю, копотью от пламени страстной свечи христиане изображают кресты на притолоках входных дверей и в оконных проемах своих жилищ.