21 апреля 2022 г • В Великий Четверток митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии
Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе.
В Великий Четверток, день воспоминания Тайной Вечери, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе. В совершении Божественной литургии по чинопоследованию святителя Василия Великого Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения молитвенно исполнял митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
В Великий Четверток святая Церковь вспоминает несколько важнейших событий, происходивших в последние дни земной жизни Христа Спасителя: Тайную Вечерю, на которой Господь установил новозаветное Таинство святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитву в саду Гефсиманском, предательство Иуды, неправедный суд первосвященника Каиафы, отречение Петра... Обо всех этих событиях повествовало евангельское чтение на Литургии, состоявшее из нескольких фрагментов евангельских повествований от Матфея, Луки и Иоанна Богослова.
На сугубой ектении возглашались молитвенные прошения о единстве Святого Православия и об избавлении от вредоносного поветрия. Затем митрополит Сергий вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
Вместо обычной Херувимской песни, причастного стиха и во время причащения мирян повторялось особое молитвенное песнопение: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". (Перевод: "Сыне Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной Вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не воздам Тебе лживого лобзания, как Иуда, но подобно благоразумному разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем").
После пения молитвы Господней "Отче наш" с проповедью к молящимся обратился клирик Благовещенского кафедрального собора иерей Михаил Семенов.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
О событиях Великого четверга в Евангельской Священной Истории:
Это была последняя Пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – избавить то плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7).
Перед установлением Евхаристии Христос обличил Иуду, сказав: "Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня". Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви (Учитель)?" - Христос ответил ему: "Ты сказал", в последний раз побуждая его к покаянию.
Затем Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: "Приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается". А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: "Пийте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание". Так было установлено великое Таинство Евхаристии. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: "Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет - союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет - вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело именуется Церковью Христовой.
Святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов в Великий Четверток наставляет верующих, как следует относиться к Таинству Божественной Евхаристии:
"Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. В самом деле, Он (Христос) не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною Кровью и через это соединяет нас с Собою".