28 ноября 2024 г., ЧЕТВЕРГ, (15 ноября ст.)
Воронеж • Благовещенский кафедральный собор

15 апреля 2012 г • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Пасхальные богослужения

Полунощницу, крестный ход, Пасхальную утреню и Божественную литургию по чину свт. Иоанна Златоуста Владыка Сергий совершил с Благовещенском кафедральном соборе.


Его Высокопреосвященству сослужили епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.

После запричастного стиха было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь - бодрствует в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова: провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Богослужения Пасхальной ночи особенные, не похожи на службы всего годичного круга.

С наступления вечера Великой субботы в соборе читались Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Богослужение Пасхальной ночи начинается с чтения полунощницы, во время которой Святая Плащаница Христова (иконописное изображение погребения Христа Спасителя) заносится в алтарь.

Перед началом Пасхальной утрени совершается крестный ход вокруг храма, который символизирует шествие жен-мироносиц ко гробу Господню.

Таким образом, в Пасхальном богослужении мы сами становимся участниками событий, описанных в Евангелии: "Когда настал вечер (после распятия и смерти Иисуса Христа на Голгофе – прим.), пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели напротив гроба.

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня…" (Евангелие от Матфея, глава 27, ст. 57 – глава 28, ст. 10).

Совершив обхождение храма, процессия останавливается перед западными вратами храма, которые в этот момент заперты – во образ запечатанного Пилатом гроба Христа. Эту дверь откроет архиерей – как ангел, отваливший камень от гробовой пещеры в ночь Воскресения.

Крестный ход, имеющий столь важное символическое значение, совершается при всенародном пении стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Богослужение Пасхи исполнено ликования о Воскресшем Христе Спасителе. Праздничную утреню архиерей со всеми священнослужителями совершает на кафедре в центре храма. Протодиакон произносит мирную ектению (от греческого глагола "тэнэо" - протяжное моление; в ектении мы вслед за диаконом обращаем к Богу многочисленные прошения: о мире всего мира, о стране, духовных и светских властях и воинстве, о страждущих и плененных, о благословении и плодородии земли и т.д., на каждое из которых молящиеся и хор отвечают: "Господи, помилуй!"). Затем хор начинает пение Пасхального канона (состоящего из 9 частей – "песней"), в котором прославляется Христос, Победитель смерти, греха и ада, соединивший Божественной любовью Бога и человеков. Текст канона построен на словах пророчеств о Мессии и повествует об исполнении их на страдавшем и воскресшем Иисусе Христе. В стройной поэтической форме канон написан ученым подвижником начала VIII века преподобным Иоанном Дамаскиным.

В это время, в знак особого молитвенного подъема, архиерей, а вслед за ним и служащие священники совершают каждение алтаря, иконостаса и народа, приветствуя всех словами пасхального ликования: "Христос воскресе!", на что все богомольцы как-бы едиными устами отвечают: "Воистину воскресе!".

Утреня завершается поучительным словом святителя Иоанна Златоуста (IV век) о величии Пасхального торжества (приводится в русском переводе): "Кто благочестив и Боголюбив - насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный - войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, - прими ныне динарий! Кто работал с первого часа - получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа - с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа - нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа - приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу - и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все - все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие событие, Исаия пророчески воскликнул: "Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих". Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело Человека, а прикоснулся к Богу; принял землю, а встретил в Нем небо; взял Того, Кого видел, а подвергся беде, какой не видывал!

Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь".

По окончании уртени была совершена литургия святителя Иоанна Златокста по Пасхальному чину.

Божественной литургии, которая является главным богослужением Православной Церкви. В начале литургии хор поет избранные стихи из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Христа. Собранные воедино, эти стихи называются "Антифоны" (греч. – "противозвук") т.к. исполняются хорами попеременно. Антифоны разделяются малыми ектениями.

Вход с Евангелием символизирует начало проповеди Иисуса Христа, поэтому вскоре звучат чтения из посланий апостолов, учеников Христа и из Евангелия, положенные на этот день года.

Следующая часть символически изображает Крестный путь Христа: Его Тайную Вечерю с учениками, где установлено Таинство Евхаристии (Причащения), Его страдания, смерть и победа над смертью через Воскресение. Совершается Великий вход: из алтаря выносится Чаша с вином и блюдо (Дискос) с приуготовленным хлебом – Агнцем. Шествие сопровождается пением Херувимской песни, призывающей нас, стоящих перед лицом Таинства, подражать Ангелам, с трепетом и благоговением предстоящим пред Царем Славы – Христом.

Затем произносится ектения, содержащая прошения об освящении Самим Богом Святых Даров, ибо только невидимым действием Святого Духа Хлеб и Вино обращаются для нас Телом и Кровью Христа Спасителя.

Перед началом самого таинственного момента освящения Святых Даров, мы исповедуем свою Православную веру. Пение Символа веры совершается всем народом.

Во время совершения Таинства святой Евхаристии происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. При возглашениях священника "Приимите, ядите...", "Пийте от нея вси..." следует осенять себя крестным знамением. В это время воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

При приношении Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием. По окончании пения "Тебе поем..." при словах "и молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш" надлежит поклониться Телу и Крови Христовым, освященным в алтаре на святом Престоле. В таинстве, совершающемся в эту священную минуту, воспоминается таинство нашего спасения, совершенного Спасителем нашим Иисусом Христом по любви к роду человеческому через Голгофский Крест, Воскресение и дарование Святого Духа святым апостолам.

По совершении освящения Даров, мы прославляем Пресвятую Деву Богородицу – Матерь Божию. Она поистине стала "виновницей", причиной нашего спасения, посредницей схождения Бога к людям.

Затем в ектении мы просим Бога принять в Свой Пренебесный Жертвенник нашу жертву и наши молитвы, а в ответ "ниспослать нам Божественную благодать и дар Святого Духа". После того мы приносим Господу молитву, какой Он Сам научил молиться всех Своих последователей:

"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго".

После того в алтаре происходит причащение духовенства, во время которого произносится проповедь. Затем Святые Дары износятся для причащения мирян.

После заамвонной молитвы читается молитва на освящение Артоса. "Артос" - по гречески "хлеб" - освященный квасной (т.е. дрожжевой) хлеб, иногда называют "просфора всецелая" (то есть просфора без изъятых из нее частиц). На артосе изображается икона Воскресения Христа или Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Господа над смертью, Его Воскресение. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день Светлой седмицы, Артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу, по прочтении молитвы и раздробления, артос раздается всем предстоящим в храме.

Также вычитываются молитвы на благословение сыра, яиц и прочей скоромной пищи.

В праздник Пасхи, по древнему обычаю, мы дарим Пасхальные украшенные красные яйца, лобызаем и приветствуем друг друга все теми же вечно живыми словами – восклицаниями: "Христос воскресе!" – "Воистину воскресе!".

ВИДЕО
ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.