13 апреля 2012 г • "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое..."
Вечерню и чин изнесения Плащиницы в Благовещенском кафедральном соборе совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.
Чин выноса Святой Плащаницы совершается в Православной Церкви в Великую Пятницу – день воспоминаний крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа – и символизирует снятие со Креста Его пречистого тела. Богослужение начинается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 9-м часу дня, т.е. в 3-м пополудни).
При пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и изыносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаницу умащают благовониями в память о том, как праведные Иосиф и Никодим приносили ароматы, чтобы помазать ими тело Христа перед погребением, и украшают цветами. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
После изнесения Плащаницы Владыка Сергий совершил чтение канона "О распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.
Согласно Евангельского повествования, события той Великой Пятницы, когда совершалось Распятие Господа, были следующими:
"И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- пришел Иосиф из Аримафеи" (Мк. 15, 42-43); "ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев" (Ин. 19, 38); "знаменитый член совета" (Мк. 15, 43); "не участвовавший в совете и в деле их" (Лк. 23, 51), "который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу" (Мк. 15, 43-45). Тотчас начались погребальные приготовления. Иудеи вообще считали погребение важным делом, а усердие к нему - добродетелью. Как и другие восточные народы, израильтяне любили погребальное великолепие и не жалели денег на драгоценные ароматы. Поэтому погребение Иисуса Христа, которое совершали двое знаменитых и богатых людей, желающих своим усердием вознаградить Его бесчестье, должно было быть великолепным. "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53, 9): так в действительности и было [12, ч. V, с. 112].
"Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 39-42).