20 мая 2021 г • "Пастырская психиатрия: психическое здоровье и приходская жизнь"
Вступительный доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на секции "Попечение Церкви о душевнобольных" в рамках XXIХ Международных образовательных чтений.
"Дорогие братья и сестры!
Богатство и сложность человеческой души всегда привлекала внимание ученых, философов и врачей, которые предлагали для ее осмысления различные схемы, отражающие те или иные стороны психической жизни. Сложность души человека и ее развития - это характеристика, которую нельзя недооценивать при рассмотрении психических болезней.
Проявлением психических расстройств является нарушение и утрата душевных возможностей, что приводят к трудностям самоконтроля, оскудению способности выражать свои чувства, затруднениям в общении.
В свою очередь, эти изменения в поведении видоизменяют отношения между членами семьи пациента. Из-за заболевания начинает нарастать напряжение и непонимание среди родственников, появляется неадекватное отношение к больному человеку: его критика, неуместные сравнения, упреки. Зачастую, психически нездоровый пациент в системе семейных отношений исключается из нормального человеческого общения, утрачивает необходимую поддержку, воспринимается как обуза. Не только из-за дефицита своих душевных возможностей, но также и из-за негативного отношения к душевнобольным такие люди перестают участвовать в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, не могут посещать места, предназначенные для отдыха. Это является путем к изоляции и социальной маргинализации. Так, семья и общество становятся своего рода структурами, участвующими в усугублении психических заболеваний.
Еще одним измерением болезни являются непростые отношение пациента с медицинским персоналом. Если эти отношения не опосредованы Богом, то они зачастую сводятся к предоставлению медицинских услуг, имеющих коммерческие основания, и приводят к быстрому профессиональному выгоранию медицинских работников. Оказывается, что служение ближнему невозможно без Бога, который является подателем смысла и источником сил для врачевания. Добавим к этому трудности лечения психически больных и скромные бытовые условия оказания медицинской помощи в психиатрических клиниках, чтобы понять, почему психически нездоровый человек предпочитает не обращаться к психиатру, пытаясь подменить его священником. Кроме того, по данным Всемирной Организации здравоохранения в регионах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами вообще не получают никакого лечения. Не удивительно, что на каждом приходе Православной Церкви духовенство из года в год встречается со все большим количеством психически больных людей.
В последние десятилетия при оценке психического здоровья во всем мире принято учитывать религиозность пациента, которая имеет свое психологическое, культурное и социальное выражение. Такие вопросы как границы между безнравственностью и психопатологией, сочетание свободы воли с психическим заболеванием, этические границы исследований и методов лечения, находятся на стыке религии и науки и должны исследоваться с различных точек зрения. Это приводит к потребности осмысления возможных путей взаимодействия Церкви и психиатрии, к потребности сформулировать принципы и рекомендации для пастырской практики, относящейся к психически больным пациентам.
С этой целью Комиссия по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия создала рабочую группу по изучению возможных путей диалога Церкви и психиатрии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этой рабочей группой было организовано и проведено две международных конференции: 13-14 ноября 2018 года и 7-8 ноября 2019 года под общим названием "Попечение Церкви о душевнобольных". В ходе этих встреч психиатры и священники из разных стран подробно обсуждали вопросы пастырской работы с людьми, страдающими психическими заболеваниями. Третья конференция из этого цикла намечена на ноябрь 2021 года. 16 мая этого года на XVII съезде Российского общества психиатров, прошедшем в Санкт-Петербурге, впервые проведен конгресс "Религиозность и клиническая психиатрия". В нем приняли участие ученые, врачи-психиатры, заинтересованные в обсуждении взаимоотношения религиозного опыта и психического здоровья. В текущем году по рекомендации Издательского совета Русской Православной Церкви выпущено в свет первое практическое руководство для священнослужителей "Основы пастырской психиатрии", в котором рассматриваются симптомы психических расстройств в сопоставлении с некоторыми духовными состояниями.
Не могу не отметить, что работа по обсуждению перспектив сотрудничества священнослужителей и психиатров началась еще раньше - в 2008 году в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений, на которых в первый раз была проведена секция "Медицинская наука и религия о психическом здоровье". Это подчеркивает важное влияние Рождественских чтений на жизнь Церкви и общества. Итогом всей вышеперечисленной работы стала наша сегодняшняя встреча, на который мы рассмотрим документ "Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных", утвержденный Межсоборным присутствием для использования в пастырской работе и при подготовке духовенства.
Основная цель этого документа – организация жизни христианской общины таким образом, чтобы она стала местом, где душевнобольной человек не будет сталкиваться с предрассудками и мифами о психических болезнях, где такой человек ощутит свою социальную ценность и любовь окружающих. Где у него будет возможность посильно и беспрепятственно участвовать в образовании, общении, трудовой реабилитации, молитве, развивать свои способности и возможности, а его родственники смогут получить необходимую эмоциональную, материальную и информационную помощь.
Здоровье – это "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков". Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения. Мало кто понимает сегодня благополучие как изначальное состояние благого творения благого Бога. Сведение здоровья человека к гедонистически понимаемому благополучию и переживанию удовольствия от жизни уже привело во второй половине 20 столетия к резкому росту заболеваний. Таких как ожирение, наркомания и алкоголизм, эпидемия ВИЧ-инфекции, а также увеличение числа психических болезней. Пандемия новой коронавирусной инфекции особенно ясно продемонстрировала плохую совместимость здоровья с удовольствиями, доставляемыми в барах и ресторанах, на организуемых массовых культурных мероприятиях или во время развлекательных путешествий. Обнаружилось, что здоровье имеет аспект самоограничения и даже принуждения, восходящий к нравственным нормам. И эти нравственные основания здоровья не сводимы ни к правильному функционированию внутренних органов, ни к чувству удовольствия. Уже поэтому, невозможно сохранить подлинное здоровье, в том числе психическое, лишь принимая во внимание телесную природу и психосоциальное благосостояние человека, игнорируя при этом его нравственно-аскетическое состояние, мировоззрение и его отношения с Богом.
Современная культура склонна расценивать любое неудобство или боль как повод для оказания медицинской помощи. Из общественного сознания пытаются полностью изгнать переживание и осмысление страдания и смерти. Они бессмысленны в обществе, которое отождествляет удовольствие со здоровьем. Вместо того чтобы обратиться к священнику, человек, который, сталкиваясь с вечными вопросами своего существования и, поэтому, перестает испытывать ощущение счастья, зачастую попадает в область профессиональных интересов врачей-психиатров.
Здоровье человека укоренено в нем самом. Дарованное нам Богом, здоровье изменяется в мере нашей заботы о нем. Поэтому, стиль жизни, наше поведение, образование, привычки имеют большое влияние на состояние нашего здоровья. Современная медицина, в частности психиатрия, знает очень много о "факторах риска", способствующих наступлению болезней. Однако, очень часто подлинная причина психических болезней – это саморазрушительное поведение людей, которое определяется не только воспитанием, культурными и социологическими причинами, но и простым недостатком силы воли, духовной незрелостью. То есть характеристиками нравственно-аскетического устроения человека.
Религия не индифферентна психическому здоровью, потому что она определяет все формы человеческой жизни. В христианстве есть, по меньшей мере, два существенных элемента, которые благоприятствуют психическому здоровью: любовь и надежда. Жизнь человека приобретает высокую степень глубины и прочности в контексте любви и полноту смысла в надежде. Любовь и надежда способствуют стабильности, гармонии и целостности душевной деятельности, миру, радости, оптимизму и поэтому являются факторами психического здоровья. Знание о том, что любящий и всемогущий Бог ведет по жизни каждого из своих сыновей и дочерей вызывает спокойствие и уверенность. Поэтому многочисленные исследования демонстрируют, что для психически больных людей религиозная вера может стать фактором, уменьшающим их душевные страдание и защищающим человека от самоубийства.
Согласно христианскому представлению о человеке, причиной страдания являются страсти. В святоотеческой литературе страстность – это способ существования человеческой природы, который сам по себе не несет негативного оттенка, но описывает человека как сотворенного и претерпевающего изменения. Кроме того, страстность понимается как способность души вожделеть к добру и гневаться на зло. То есть страстность - это особенность человека, которая оценивается как благая и соответствующая замыслу Бога о человеке. Однако, после грехопадения, страстность оказалась тесно связанной со грехом, с поиском разрушительного для души и тела наслаждения, и с уклонением о добра. По словам Преподобного Максима Исповедника "Страсть ... есть злоупотребление естественным действием… когда движение направляется к противоестественному". Страстность стала механизмом возникновения не только нравственной деформации, но и болезней, в том числе психических расстройств, сопровождающихся мучительной душевной болью.
Интенсивность душевной боли может быть сильнее физической. Потому что она зависит от психических, эмоциональных факторов, особенностей личности, социальных, культурных и межличностных аспектов, от религиозности, которые предшествовали переживанию душевной боли. Существует, по меньшей мере, два типа страдания, которые испытывают психически больные люди: 1) это страдание, вызванное собственно психической болезнью и 2) страдания, возникшие вследствие этой болезни: например, стресс от госпитализации, от недостойного обращения с больным человеком, от нехватки необходимой информации, разлуки с друзьями и членами семьи, ощущение одиночества, переживания, связанные с плохим прогнозом болезни и побочными действиями лечения. Душевная боль, как и физическая, формирует желание получить поддержку, ощутить солидарность с другими, получить от них помощь.
Христианство в полной мере отвечает на вопрос о том, почему в мире существует боль и страдание, которые неотделимы от человеческой жизни. Ответ на это вопрос состоит в раскрытии глубокого смысла страдании, подталкивающего человека к построению иных, более совершенных отношений с людьми и Богом, переживанию своей несамодостаточности, зависимости человеческого бытия от любви. Это представление – дает верующим возможность не впасть в уныние и отчаяние перед лицом страдания и смерти, перед неизбежным обращением в то "ничто", из которого Господь сотворил мир. В случае психического заболевания человек очень часто ищет и находит опору в Церкви и в религиозной вере, позволяющей достойно пережить душевное страдание и обрести смысл жизни.
Психические заболевания – это состояния человека, которые проявляются в нарушении способности сохранять свое внутреннее единство и свою целостность, в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность поведения и восприятия окружающей действительности.
В течение столетий проявления психического нездоровья воспринимались как нечто негативное, что нужно было скрывать от других людей. Это связано со сложностями понимания внутреннего мира психически нездорового человека и причин изменения его поведения. Между тем, значительная часть страданий, переживаемая душевнобольными людьми, причиняется не самой болезнью, а их непониманием, отвержением, презрительным и недостойным отношением.
Средства массовой информации на протяжении десятилетий формировали негативный образ пациентов, страдающих психическими заболеваниями, используя для этого нравственно недопустимые термины. Благодаря такому образу, непредсказуемое и агрессивное поведение психически больных людей стало рассматриваться едва ли ни как основная характеристика психически нездорового человека. Хотя в большинстве случаев преступления и насилия совершаются как раз людьми, никогда не страдавшими психическими расстройствами.
Кроме того, бытует ошибочное и распространенное заблуждение о том, что психически больной человек не несет никакой ответственности за свои поступки, что не верно ни с религиозно-нравственной, ни с правовой точки зрения. Конечно же, существует очевидное различие между болезнью и ответственностью, однако, есть психические расстройства, которые предполагают высокую моральную и правовую ответственности пациента, например, расстройства сексуального поведения.
Вышеперечисленные обстоятельства демонстрируют необходимость просвещения и укрепления и совершенствования нравственных оснований как психически больных людей, так и общества в целом, в том числе, используя для этого опыт Церкви.
С момента появления термина "психиатрия" в начале 19 века, в этой медицинской дисциплине не прекращаются дискуссии о том, что такое душа. Для некоторых, по словам Феофана Затворника, "душа попала в химические элементы тела". Упрощенное биологическое представление о душе, имело следствием преувеличение роли психофармакологического метода лечения пациентов, критика которого привела к антипсихиатрическому движению 60-70 годов прошлого века. Как известно, это движение началось в Италии, которая на законодательном уровне вывела оказание медицинской помощи всем душевнобольным за пределы психиатрических больниц с целью их адаптации к повседневной жизни.
Мы сегодня не будем обсуждать психиатрические методы лечения или богословские вопросы православного осмысления человеческой души. Нам важно разъяснить принципы пастырской помощи психически больным. Ответить на практический вопрос: кому из психически нездоровых пациентов может помочь священник и каким образом?
Согласно христианской антропологии, изложенной Феофаном Затворником предметом познаний разума является Бог и Божественный по¬рядок вещей. Благодать Святого Духа приводит человека в живое общение с Господом Иисусом Христом, вводя человека в духовный мир и показывая все сокровенные тайны Божии, которые он по-знает опытно и полно. Богопознание – это познавательная способность человеческого разума, которая может быть повреждена как грехопадением, так и болезнью. Разумеется, тем, кто никогда не имел опыта богообщения, неразумно говорить о Боге. Потому что у них нет еще личного опыта встречи с Ним. Основное проявление недолжного и болезненного состояния ума является неведение Бога. По словам псалмопевца Давида: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог". Пастырская помощь таким пациентам вряд ли возможна, за исключением благотворительной деятельности Церкви.
Способность души, обращенная на познание видимого, тварного, конечного мира, называется рассудком. Нарушения рассудочной деятельности, - то есть безрассудство, - появляются в понятиях (неясность, запутанность и нестройность); в суждениях (опрометчивость, поспешность, изменчивость, поверхностность); в заключениях (недальновидность, предположительность). Таким образом, у душевнобольного человека с поврежденным рассудком может сохраняться способность разума видеть Бога, но опыт этого богообщения ему будет сложно выразить в понятиях и рассуждениях. И пастырь, и врач должны понимать, что верования такого пациента будут "встраиваться" в психопатологические проявления болезни, "преломляться" через призму измененных болезнью душевных возможностей. Однако, это вовсе не означает, что вера психически больных является "псевдорелигиозным" проявлением болезни. Религиозная жизнь для таких людей будет возможна, как и духовная помощь им со стороны священнослужителей.
Говоря о пастырской и психиатрической помощи нужно помнить о том, что мы оказываем ее больному человеку, имеющему повреждение познавательной, чувствующей и действующей сил души. Однако, страдающий душевным расстройством, остается Образом и Подобием Бога, и относиться к нему следует также как к Образу Божьему. Уважение к личности и к свободе душевнобольного - это необходимое условие, основанное в христианском милосердии. Оно очень похоже на воспитание детей. Любить своих детей – значит уважать их свободу. Родители прекрасно осознают риски злоупотребления детьми своей свободой. Но они также отдают себе отчет в том, что научить своих чад пользоваться ею – жизненно важная задача для их самостоятельной жизни. Господь создал не рабов, исполняющих волю господина, но любимых и любящих детей. И если Бог уважает свободу человека, можем ли мы священнослужители и врачи не уважать ее? Педагогическая миссия сближает служение духовенства и врачей-психиатров.
Мы не можем рассматривать психически больного человека, как совершенно несвободное существо, за которое решения должны принимать его родственники и медицинский персонал. Поэтому при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента.
Психиатрия – это наука, посвященная лечению души. Церковь под врачеванием души понимает изменение нравственного состояния и отношений человека с другими людьми и Богом. Нужно ли такое изменение психически больного человека в системе оказания психиатрической помощи? Мы считаем, что необходимо. Ведь "психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку". А эти вопросы на протяжении многих столетий являются в христианстве предметом рассмотрения нравственного богословия и повседневной пастырской практики. С другой стороны, психиатр часто попросту не имеет возможность влиять на нравственные и социальные обстоятельства, в которых происходит оказание психиатрической помощи. Поэтому мы, - представители духовенства и ученых из среды врачебного психиатрического сообщества, - утверждаем, что существует необходимость углубления взаимопонимания и сотрудничества духовенства и психиатров в вопросах оказания помощи психически больным пациентам.
Обсуждаемый сегодня документ содержит краткую классификацию психических заболеваний. В нем рассматриваются основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей, а также формы участие душевнобольных в богослужениях, церковных таинствах и обрядах. Особое внимание уделяется должной подготовке священнослужителей к пастырскому окормлению психически больных и проживающих с ними родственников. Замечу, что по решению редакционной комиссии Межсоборного Присутствия рассматриваемый документ был направлен в Учебный комитет, в рабочую группу по подготовке учебных пособий для семинарий с целью его использования в обучении будущих или переподготовки действующих пастырей. В принятом документе даются практические рекомендации для церковного попечения о психически больных. В качестве приложения кратко обсуждаются вопросы соотношения психических заболевании и бесоодержимости. Документ "Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных" полностью опубликован на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Спасибо за внимание!"
20 мая 2021 г.
г. Москва.