7 апреля 2012 г • Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
По 50-м псалме было совершено освящение верб (по-славянски "ваий" - ветвей деревьев, проснувшихся от зимнего сна).
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.
Вечером накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?
Господь Иисус Христос вошел в Святой город Иерусалим за несколько дней до Своих страданий и смерти. Жители города, услышав, что приближается Иисус, воскресивший Лазаря – умершего, четыре дня лежавшего во гробе – в духовном восторге бросились навстречу Тому, Кого они надеялись теперь назвать своим Царем и Мессией. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа:
"На другой день (после воскрешения Лазаря) множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо" (Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 12-18).
Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: "Осанна!" (что значит "благословен") и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…
С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк. слав. - с "ваиями"). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба - символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.
Освящение верб бывает во время праздничного богослужения - всенощного бдения. После чтения Евангелия Архиерей совершает каждение верб благоуханным фимиамом (ладаном), читает молитву и окропляет ветви святой водой.
Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена.
Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак наполняющей мир благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые.