21 апреля 2011 г • Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Страстная седмица.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил литургию свт. Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей (Тарасов), клирики кафедрального собора.
В этот день воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудой на страдания и смерть.
Тайная вечеря – центр всего христианского богослужения. "Сие творите в Мое воспоминание" – заповедал Христос (Лк. 22, 29). Каждая литургия (по народному – обедня) – это участие верующих в Тайной вечере. В день ее установления все христиане непременно стараются быть причастниками Святых Таин.
Этот четверг называется также "чистым" не только оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но еще более потому, что в таинствах исповеди и причастия чистыми становятся душа и тело христианина.
Ночь с четверга на пятницу – самый страшный момент священной истории: Христос осужден на смерть синедрионом (высшим судом, состоявшим из первосвященников и старейшин народа). Исполнилось предсказанное самим Иисусом: "Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет..." (Мк. 10, 34). Увидев своего Учителя схваченным воинами, ученики бежали, оставив Его одного перед лицом неправедных судей и мучителей…
Вечером в четверг за богослужением читаются 12-ти отрывков из Евангелия о крестных страданиях и смерти Христа Спасителя.
Со всенощной домой люди возвращаются с горящими свечами.
О богослужебных особенностях Великого четвертка:
Накануне, в среду вечером, совершается малое повечерие и утреня с 1-м часом. Особенностью 1-го часа является чтение после Богородична часа паремии из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов.
Тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся , тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
Созерцая Спасителя в последние пред страданиями минуты, Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему. С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя - с другой, святая Церковь восклицает: "Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым на суд готовят: Исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют: Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе!"
"Херувимская песнь" и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".