23 ноября 2024 г., СУББОТА, (10 ноября ст.)
Воронежская и Борисоглебская епархия

2 апреля 2012 г • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал интервью воронежскому журналу

Журналист издания "R36-Мегаполис" задала Владыке Сергию вопросы, интересующие читателей.


Беседа митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с журналистом регионального издания "R36-Мегаполис" состоялась в рабочем кабинете Правящего Архиерея в Епархиальном управлении.

В продолжительной, длившейся около часа беседе, Владыка Сергий дал исчерпывающие мудрые ответы на вопросы, интересующие читателей журнала.

Приводим текст беседы, опубликованный на страницах издания:

"ВОРОНЕЖЦЫ ХОТЯТ БЫТЬ НЕ ПРОСТО ВЕРУЮЩИМИ, А СОЗНАТЕЛЬНО ВЕРУЮЩИМИ!

На протяжении многих лет вопросы духовной жизни и истории религии не были предметом большого интереса со стороны общества. О многих вещах мы просто не знаем. Например, что в советское время Воронежская епархия была одной из ведущих. Или что трудами Воронежского святителя Тихона была сформирована основа семинарского курса православного богословия.

Беседа с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием – возможность открыть для себя наследие воронежской земли.

Обращение к наследию

Каждый регион имеет свои святыни, и это правильно, что люди гордятся ими: святыни поддерживают народ и дают ему силу. Уникальность воронежской земли связана с именами святителей Митрофана Воронежского, Антония (Смирницкого), Тихона Задонского, чьи труды способствовали развитию духовности, развитию общества.

С трудов святителя Тихона Задонского началось развитие в России именно православного богословия. Это был тот период в нашей истории, когда в отечественных семинариях учили по программам протестантским или католическим. Потому, что так определило царское правительство и потому, что в то время прививался дух вольнодумства, вольтерианства. Во всех дореволюционных семинарских библиотеках были в свободном доступе запрещенные книги. Святитель Тихон создал концепцию православного богословия как науки, что было одобрено императором и принято Святейшим Синодом. Уже в XIX веке протестантский и католический мир были поражены взлетом православного богословия. К началу прошлого века русские религиозные философы - Булгаков, Ильин, Бердяев, Соловьев - составляли цвет мировой прогрессивной мысли! Поэтому не случайно, что представители других конфессий помогли русским эмигрантам организовать в Париже богословский институт имени преподобного Сергия, который действует до сих пор. Но начало православной богословской школе было положено в Воронеже.

В истории Православия были разные периоды. После Октябрьской революции, когда произошел раскол Церкви, 90% воронежского духовенства поддержало обновление церковной жизни. Обновленцы выступали за демократизацию управления, модернизацию богослужения и церковного Устава. Только годы спустя все вернулось на круги своя, благодаря митрополиту Владимиру (Шимковичу) и его приемнику архиепископу Петру (Звереву), который мученически погиб на Соловках. Об этом свидетельствует история: пусть не всегда народ и духовенство осознавали правильность выбранного ими пути, но они всегда активно участвовали в общественной жизни, не оставались равнодушными. Этот факт также подчеркивает уникальность региона.

Церковь подобна живому организму, в котором все процессы связаны между собой. К началу Великой Отечественной войны практически все храмы были закрыты, но потом государство было вынуждено вновь их открыть: люди нуждались в вере, в церковной молитве. Эту силу веры нам удалось пронести сквозь годы атеистической пропаганды. Никогда не афишировался данный факт, но Совет по делам религии при совете министров СССР и Московская Патриархия считали Воронежскую епархию одной из ведущих, в силу той веры и церковной активности, которую являл на воронежье народ.

Сегодня Воронежская епархия остается верна своим традициям, мы исполняем все постановления Патриарха и Синода, мы развиваем собственные инициативы. В некоторых случаях наша епархия бывает даже на шаг впереди остальных. Достаточно обратиться к примеру служения матушек священнослужителей, которое являет собой искреннее самоотвержение и любовь к ближнему. Нам удается воплощать наши задумки в жизнь потому, что мы видим отклик людей.

Миротворчество

Русская Православная Церковь всегда занималась вопросами миротворчества, следуя заповеди Христа – "Блаженны миротворцы, ибо нарекутся сынами Божиими" (Мф. 5, 9). Разные исторические периоды ставили перед нами разные задачи, предлагали разные условия. Сложно однозначно охарактеризовать деятельность Церкви в советский период. Социалистическое правительство придерживалось жесткой антирелигиозной позиции, но поддерживало общественно полезную деятельность по сохранению мира. Участие Русской Православной Церкви в Христианской мирной конференции, Всемирном Совете Церквей и других межрелигиозных организациях, которые боролись за мир, помогло обеспечить стабильное состояние церкви в рамках социалистического режима. Начиная с 1956 года, РПЦ устраивала большие межрелигиозные конференции, которые позволяли пригласить сюда религиозных и политических деятелей из западных стран и стран третьего мира. Правительство Советского Союза было заинтересовано, чтобы гости во время посещения могли видеть привлекательную картину жизни при социализме, в том числе и религиозной жизни. Благодаря этому, удалось сохранить и поддерживать монастыри и духовные школы.

Подобным образом складывалась ситуация не только в нашей стране, но и в Польше, Чехословакии, Венгрии. В то же время мы были счастливы, что участвуем в деле укрепления мира. РПЦ состояла в международных религиозных организациях, которые имели аккредитацию при ООН, голос Церкви был значимым. В тот период укреплялось взаимопонимание на уровне конфессий - представителей разных государств. Участники организаций, представлявших разные мировые религии, приходили к соглашениям, которые позволяли урегулировать конфликты между странами мирным путем. Эта же система позволяла поддерживать межэтническое благополучие и межрелигиозный мир внутри государств.

К сожалению, с развалом СССР рухнула и система, сдерживающая негативные реакции и конфликты на религиозной почве внутри страны. Представители многих конфессий заняли сепаратистскую позицию по отношению друг к другу. Слава Богу, сейчас намечается тенденция к сближению. Патриарх Кирилл делает многое, чтобы между представителями разных религий установились мир и взаимопонимание.

Прихожане

На протяжении многих лет основную массу прихожан составляли пожилые люди. Советская власть, кажется, ждала, когда это поколение уйдет. Но проходило время, и новые люди наполняли храмы.

Если сравнивать сегодняшний состав прихожан с тем, каким он был даже десять лет назад, можно говорить о серьезных изменениях. Я могу об этом судить, потому что более 7 лет был Управляющим делами Московской Патриархии и посещал многие епархии. Сегодня значительную часть верующих составляют люди среднего возраста. По-прежнему в храм чаще ходят женщины, хотя количество прихожан-мужчин постепенно увеличивается. Гораздо чаще, чем несколько лет назад, на богослужениях присутствуют подростки и дети. Если раньше ребят приводили эпизодически – ради великого праздника или перед началом учебного года, то теперь дети в храмах бывают постоянно. Это говорит о том, что Православие входит в жизнь людей.

Интерес к вопросам веры я отмечаю в общении с воронежцами, которые обращаются ко мне, например, во время моих телевизионных выступлений в прямом эфире или при проведении прямых линий на радио или в редакциях газет. Мне задают глубокие вопросы богословского, исторического характера. Люди хотят знать и понимать тексты Священного Писания, уметь выбирать духовную литературу, правильно оценивать исторические события в жизни страны и мира. Я вижу, что многие воронежцы сегодня хотят быть не просто верующими, а сознательно верующими. И Воронежская епархия идет навстречу пожеланиям людей.

Мы проводим большую общественную работу, стараясь охватить своим вниманием разные группы населения. Среди школьников и студентов ежегодно проводится конкурс "Край Воронежский православный", на который принимаются литературные работы, картины, музыкальные произведения. Регулярно устраиваем праздники в сотрудничестве с государственными департаментами, примером чего является постоянный проект "Дни славянской письменности и культуры". При участии Женсовета и епархиального отдела по церковной благотворительности мы охватываем своим вниманием детские дома, дома престарелых, роддома, больницы, тюрьмы по всей Воронежской области. Речь идет не только о подарках, но и об общении, проведении духовно-просветительских мероприятий и акций. Много планов у нас есть в преддверии Пасхи. Жизнь епархии насыщена и отвечает всем требованиям времени.

К вопросу образования

Россия – светское государство, соответственно этому строятся отношения Церкви и органов образования. С этого года в программу общеобразовательной школы вводится новая дисциплина – "Основы религиозных культур и светской этики", которая включает модуль "Основы православной культуры". Это уже не экспериментальная площадка, а предмет, который призван раскрыть школьнику богатый мир духовной культуры нашего Отечества. Для чтения курса администрация каждой школы обязана пригласить преподавателя, специалиста по соответствующей конфессиональной культуре, на которого ложится достаточно большая ответственность. Речь идет о том, чтобы не просто транслировать знания, а передать понимание о нравственных устоях, патриотизме, морали. Я слышал отзывы воронежских педагогов по поводу того, что изучение предмета оказывает положительное влияние на детей: они становятся более уравновешенными, по-другому начинают воспринимать окружающих и самих себя. Это хороший результат.

Если говорить об изучении религии на уровне высшей школы, то в России не так много учебных заведений, в которых преподают теологию. Кроме того, стандарт преподавания, разработанный в 90-х годах совместно с представителями РПЦ, на сегодняшний день устарел. Он был хорош для того переходного периода, когда теологию в России надо было представить как науку. Сегодня у нас другие задачи, и нужны другие образовательные программы. В этом плане мы можем в какой-то мере ориентироваться на западные университеты, которые наработали серьезную научную базу и сформировали традиции в развитии теологии. Если нам удастся поднять на такой же уровень отечественную высшую школу, это будет качественным скачком.

Незыблемые основы

В потоке информации, имея дело с обилием противоречивых суждений, подчас сталкиваясь с явной подтасовкой фактов и информационной агрессией, мы имеем незыблемый ориентир: Священное Писание. Если в западных странах – Англии, Германии – существует несколько переводов Писания, то в России действует единственный синодальный перевод XIХ века. И это великое счастье для нас! Разговоры о новом переводе – на живой русский язык – я считаю вредными и недопустимыми. Подобный перевод способен внести искажения, привести к разнице в толковании и понимании Писания.

Жития святых – это тоже незыблемый фундамент. Мы пользуемся трудами святителя Димитрия Ростовского (XVII-XVIII века), назидаемся житиями новых мучеников Российских ХХ века. Новое "житие" создается, когда человека причисляют к лику святых. Этот труд рассматривает и корректирует Синод. Житие должно быть образцом для верующих: нельзя говорить о тех вещах, которые могли иметь место в реальной жизни, но омрачают образ святого.

Если говорить о других литературных произведениях, то здесь нужно иметь большую степень воцерковления, чтобы различить, какие книги полезны с точки зрения духовного роста, а какие – нет.

Отдельного обсуждения заслуживают исторические вопросы. История интерпретируется по-разному, но переписывать ее нельзя. Чтобы не принимать скоропалительных решений, не идти на поводу у ложных призывов, нужно хорошо разобраться в вопросе. Тогда не возникнет несуразной идеи, подобной причислению царя Иоанна Грозного к лику святых.

Исторического осмысления сегодня требует Синодальный период и весь XX век. Многие годы существования Православной Церкви были "измазаны черной краской" в советское время. Я не согласен с некоторыми толкованиями истории XX века в интерпретации Зарубежной Церкви. Яркий пример – непризнание митрополитом Анастасием (Грибановским, который, кстати, родом из Воронежской области) избрания Патриархом Московским Сергия (Страгородского) в 1943 году. Причину своего непризнания он обозначил так: на Соборе присутствовали только епископы, не было духовенства, не было мирян. Но правда заключалась в том, что в тот период священников в России почти не было: одни были расстреляны, другие сидели в тюрьме. В таких условиях избирался Патриарх… И ведь за рубежом знают эти больные места истории Русской Православной Церкви! Но до сих пор приходится от них слышать, что РПЦ отходила от канонов, жила без благодатного освящения таинств и обрядов. И это далеко не единственный вопрос, по которому нужно достичь справедливого суждения. Церковь должна объединиться не только росчерком пера Патриарха и Митрополита, но все православные верные чада должны примириться внутренне, принять историческое наследие и самих людей как своих.

Напутствие

Приближается Пасха – радостное событие в жизни каждого человека. Христос воскрес, и нам дал уверенность, что и мы воскреснем – в этом основа веры. И по смерти нашей душа будет жива и будет со Христом. Я желаю, чтобы эта пасхальная радость сопровождала нас во все дни нашей жизни. Да хранит вас Воскресший Господь. С праздником!".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.