20 апреля 2011 г • Великая Среда. Страстная седмица
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей (Тарасов) с клириками кафедрального собора.
В период Страстной седмицы перед духовным взором молящегося проходят последние дни земной жизни и страдания (по церковнославянски – "страсти") Иисуса Христа. Это отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
В Великую Среду христиане со скорбью в душе вспоминают, как Христос был предан первосвященникам одним из 12-ти ближайших учеников - Иудой Искариотом за 30 сребреников. Иуда, хотя и следовал за Христом более трех лет, но не захотел усвоить духа жертвенной любви и кротости своего Учителя, остался носителем сознания, поставляющего во главу угла деньги, власть и силу человеческую; он обманщик и лицемер, по выражению церковной стихиры "раб и льстец". Придя к первосвященникам и книжникам, Иуда вступил с ними в сговор, сказав: "Что вы дадите мне, и я вам предам Его?" – "Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его…" (Мф. 26, 15).
В этот же день за богослужением прочитывается Евангельский отрывок о женщине-грешнице, которая, плача о совершенных ею грехах, омыла ноги Христа своими слезами и помазала драгоценным миром. Этим действием она явила полноту раскаяния и получила от Господа прощение грехов.
Таким образом, верующим предлагается сравнить два жизненных пути: раскаявшейся блудницы, получившей прощение и спасение, и ученика-предателя Иуды, избравшего духовную гибель.
В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
На утрени, после "Аллилуиа", в первые три дня поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь:"Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.
Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм читается (на престоле) особое для каждого дня Евангелие - в Среду - от Иоанна.
После Евангелия, 50-го псалма, молитвы "Спаси, Боже, люди Твоя..." и возгласа: "Милостию и щедротами..." поется трипеснец Триоди. По окончании трипеснца поется светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь ; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды). В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.
В первые три дня Страстной седмицы (начиная с вечерни в Неделю ваий) в конце служб бывает особый отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых..."..
В Великую Среду в конце литургии, после "Буди имя Господне" и возгласа: "Благословение Господне на вас...", последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.