26 апреля 2020 г • "Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение..."
В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, называемую также Антипасха, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
Праздничное богослужение в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Антипасху, Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, совершил в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
Литургические песнопения исполнял смешанный митрополичий хор Благовещенского собора под управлением регента Ильи Ижогина.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
Проповедь о значении нынешнего дня в церковном богослужебном году произнес клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
После отпуста Литургии у иконы Воскресения христова в центре храма священнослужители совершили славление.
Неделя (т.е. воскресение) после Светлой седмицы называется Антипасхой (слово греческое, переводится как "вместо Пасхи" или "обновление Пасхи"), ибо в эту Неделю новым Своим явлением Господь повторил и обновил явление Свое, бывшее в первый день по Воскресении.
Согласно Евангельского повествования (Ин. 20, 19-31), это происходило так: на 8-й день после преславного воскресения из мертвых Господь снова явился Своим ученикам, среди которых был на этот раз и апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении Спасителя и не пожелавший поверить в Воскресение Господа до тех пор, пока сам не увидит Иисуса и не сможет осязать Его ран. Именно поэтому сей воскресный день называют Фоминым, а всю последующую седмицу – Фоминой.
Неверие Фомы называется в церковных песнопениях "добрым неверием", так как происходило не от ожесточения сердца, не пожелавшего поверить в Воскресение Господа, а от горячего стремления удостовериться в совершившемся чуде, которого апостол желал всей душой.
Доказательством искренней преданности Фомы своему Учителю служит Евангельский эпизод: перед страданием Господа Иисуса апостол Фома хотел умереть вместе с Иисусом – "Пойдем и мы, – сказал он тогда другим ученикам, – чтобы и нам умереть с Ним" (Ин. 11:16).
Увидев воскресшего Христа Спасителя своими очами, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Исповедание Фомы – это радостное посвящение себя Воскресшему Господу и Богу, принесение Ему в жертву лично всей жизни своей, полное признание Иисуса Господом и Владыкой, имеющим неограниченную власть над жизнью и смертью. "Господь мой и Бог мой!" - это не только исповедание веры, но и выражение любви, готовности "любить всем сердцем моим и всею душою моею, и всем разумением моим, и всею крепостью моею" (Мк. 12:30)
Ответ Иисуса на это признание Фомы – это вечный урок нам, христианам: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".
Святитель Кирилл Александрийский говорит, что "Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого Тела в чуде Воскресения, утвердил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякое предположение о видении учениками бесплотного духа, а не Самого Христа, явившегося во плоти".
C этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил "обновить" радость Воскресения Своим ученикам.
Наименование воскресения о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как "всех Воскресение", как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: "Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам". "Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати" .
За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас "новою тварью" (новым творением). Наступила весна обновления наших душ: "Днесь весна душам, зане (ибо) Христос мрачную бурю греха нашего отгна". "Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя". "Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует" .
Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!"