18 марта 2012 г • Архиерейское богослужение в Никольском храме
В Неделю Крестопоклонную митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в храме в честь святителя Николая в г.Воронеже.
За литургией Высокопреосвященнейший Владыка Сергий рукоположил монаха Алипия (Сидельникова), насельника Воскресенского Белогорского монастыря, во диакона.
После богослужения Архипастырь обратился к духовенству и прихожанам со словом назидания.
Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. Начало установления ее относится к древним временам христианства. Святитель Иоанн Златоуст в поучении на эту Неделю восклицает: "Возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица св. постов, приносящая треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа, - предлагающая его для поклонения ему и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая подготовленнее и мужественнее к совершению поприща святых постов".
"Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся..." - зовет сегодня Святая Церковь своих чад к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Его сила была явлена в многочисленных прообразах еще в Ветхом Завете. Праотец-патриарх Иаков, по вере в грядущего Искупителя, возложил крестообразно свои руки на сынов Иосифа, таким образом преподав им Божие благословение. Пророк Моисей, начертав жезлом крест, разделил Чермное море для перехода Израиля; он же, крестообразно воздвигнув руки свои ко Господу, испросил силу воинству Израиля на победу Амалика. Св. пророк Даниил, крестообразно распростерши свои руки, сохранил себя во рве от свирепых львов. Иисус Навин, когда простер крестовидно ко Господу руки, удержал свет солнца, пока одолел Израиль своих врагов.
И в Новозаветной Церкви знамением креста Христова совершаемы были бесчисленные чудотворения апостолами, святителями, мучениками и другими святыми. Крестом Христовым попрана смерть, низложен ад и отверсты врата рая. Все святые оказывали благоговейное почтение Кресту Христову и почерпали верою от него животворную силу. Апостол Павел говорит, что он ни о чем столько не похвалится, как о Кресте Христовом: " я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6, 14).
Святые мученики укреплялись знамением честнаго Креста на перенесение жестоких мучений; преподобные отцы утверждались честным Крестом в великих подвигах строгой жизни, а святые чудотворцы совершали знамением Креста многие чудеса.
Изображение Креста страшно для демонов и, как знамение Христово, чтится христианами. Господь явил его на небе царю Константину, шедшему на Рим для борьбы с мучителем, захватившим власть, и, соорудив знамя в виде Креста, царь Константин одержал полную победу. Получив помощь через Крест Господень, царь Константин упросил свою мать царицу Елену найти сам Животворящий Крест, и благочестивая Елена, отправившись в Иерусалим, после многих поисков нашла его.
Российский князь Андрей Юрьевич Боголюбский одержал славную победу над болгарами действием Божией помощи, видимо явленной от Честнаго и Животворящего Креста, предносимого с другими иконами на брани пред воинством его. Равным образом греческий царь Михаил в тот же самый день поразил сарацин тоже при помощи свыше, исходящим от носимого среди войска Животворящего Креста и святых икон. Множество дивных чудес совершено в истории христианства силой Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Во святом Крещении, по установлению Церкви, крест возлагается на каждого новокрещенного, которому, как сочетавшемуся с распятым Господом, поставляется в обязанность носить это знамение спасения всю жизнь. В Таинстве Миропомазания верующий крестообразно помазуется святым миром, и тем сообщается ему печать благодатных даров Святаго Духа. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) тоже крестообразным помазанием сообщается, по вере болящего, благодать исцеляющая.
Всякое молитвенное и благоговейное чувство христиане обыкновенно выражают крестным знамением; чувства особенной радости или сильного страха побуждают их творить на себе знамения креста. Верующие творят на себе крестное знамение, пробуждаясь от сна и отходя ко сну, выходя из дому и возвращаясь домой, при начале всякого дела и занятия.
Пастыри Церкви крестообразно преподают благословение от Бога каждому христианину, просящему его. Даже по смерти христианина его гроб покрывается покрывалом с изображением креста, как последней и верной надежды спасения и жизни вечной.
И во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, когда вся вселенная будет предстоять Страшному суду Его, святой Крест, как знамение Сына Человеческого, явится на небесах: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою"(Мф. 24; 30). Знамение Креста, по выражению свт. Иоанна Златоуста, будет светлее солнца и поразит собою все и всех - в праведниках, которые благоговели пред ним в земной жизни своей, произведет утешительный трепет и радость, а в беззаконниках - ужас и плач.
В Евангелии сказано: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себе, и возьми крест свой" (Мк. 8, 34). Эти Евангельские слова мы слышали много раз, но понимаем ли всю их глубину? Каждый человек несет свой крест. Взять его, значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Люди, которые неблагоговейно поклоняются кресту не могут быть причастниками благодатной и животворящей силы его. Некоторые из христиан совершают поклонение святому кресту равнодушно, небрежно, вовсе без мысли ко Господу. Такое недостойное поклонение Животворящему Кресту не только не низведет на них благословение Божие, но еще послужат им самим во грех, а ближним их в соблазн. Таким поклонением Кресту, по слову апостола, не славится, но хулится имя Божие (Рим. 2;24). Ибо сила благодати нисходит от Бога только на спасающихся, которые самый образ мыслей и жизни своей стараются сообразовать с учением Церкви. Церковь, внутренне крепкая благодатью Божией и огражденная внешне, является для православных христиан "градом Божиим", из которого идет путь к Небесному Иерусалиму и единственным верным оружием мира остается крест, о котором Церковь воспевает: "Крест - красота Церкви, Крест - Царей Держава, Крест - верных утверждение, Крест - Ангелов слава и демонов язва".