15 марта 2012 г • Состоялась Прямая линия митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с читателями еженедельника "АиФ-Черноземье"
В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы читателей и журналистов.
15 марта в Воронежском Доме журналистов Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский принял участие в Прямой линии, организованной редакцией еженедельника "АиФ-Черноземье".
Беседа с читателями издания получилась живой и содержательной - в течение часа Владыка Сергий давал мудрые и исчерпывающие ответы на вопросы читателей издания.
В завершение встречи гендиректор "АиФ-Черноземье" Александр Головин вручил Владыке Сергию первый том энциклопедии, выпуск которой начала осуществлять редакция.
Приводим текст состоявшегося интервью, подготовленный журналистом газеты "АиФ-Черноземье" Кириллом Усольцевым:
""Прямая линия" с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием уже стала хорошей ежегодной традицией в нашей газете. Неудивительно: ведь задача любого издания – помочь читателю разобраться в окружающих его вопросах, а главные вопросы нашей жизни лежат именно в духовной сфере. Многих дозвонившихся интересовали проблемы, связанные с духовной практикой, основополагающими понятиями православной веры, многие выказывали желание понять, куда мы идем, к чему надо стремиться личности, и что за момент сейчас переживает наша страна…
О политике, власти и государстве
М. Говоров, Анна:
Как вы относитесь к проводимым реформам образования, и что думаете о закрытии сельских школ?
- Образование - это дело государственное. Государство определяет границы необходимых знаний, их объем, то, что оно хочет от народа. Но вместе с тем, у нас демократическое общество, и народ должен влиять на то, каким должно быть образование. Любая реформа в России - это сложный и болезненный процесс. Мы - как общество - обязаны избегать многих ошибок, которые сделали наши недавние предки. Стандарты образования должны делать наше государство достаточно мощным и интеллектуально развитым. Наш народ славен писателями, художниками, кинематографистами. Без соответствующего образования эти дарования не смогут развиться. Делить образование на "элитное" и "не элитное" – большое заблуждение. Сам помню школу: были у нас отдельные ребята, которые ленились и делали вид, что им с трудом дается программа. Им казалось, что преподаваемый материал в жизни не понадобится. Так и вышло, многое не пригодилось. Но сам процесс образования формирует человека как личность.
Что касается закрытия малых школ в деревнях – это печальное явление. Здесь нужно перенаправить политику государства. Если мы оголим наши села, если в них не будут жить люди, то Россия очень многое потеряет. Сейчас на первое место выходят вопросы продовольствия, его качества, как раз продукции села. От этого зависит здоровье людей и, следовательно, сохранение государственности. Вопросы школы на селе и медицинского обслуживания решать необходимо срочно. Нужно создавать все условия, чтобы люди чувствовали себя в деревнях полноценными гражданами и не смотрели на город, как на место где можно жить лучше в финансовом или техническом плане. Необходимо создать такую инфраструктуру и экономику, при которой житель села получал бы достойную оплату своего труда, был востребован в своей профессии; а при необходимости - мог бы сесть в машину, приехать в город и удовлетворить свои культурные или имущественные потребности.
Я сторонник того, чтобы государство развивало сеть малых школ. Нужно выпускать людей с хорошими знаниями, а не с пресловутым "деревенским образованием". Ведь там учитель может много внимания уделить каждому воспитаннику лично.
Андрей Лазарев, Воронеж:
Церковь благословляет власть и считает, что всякая власть от Бога. Монархи считалась помазанниками Божьими. А ведь теперь власть идет от народа, какое к ней отношение?
- Власть никогда не обожествлялась Церковью. Когда император вступал на трон, совершался чин Миропомазания, тем же святым Миром, которым человек помазывается во время Таинства крещения. Властителя помазывают еще раз, чтобы ему передались Дары Святого Духа, которые помогут ему в управлении государством. Тем самым он вступает в Завет с Богом и берет на себя перед Всевышним ответственность за народ.
А что касается отношения Церкви к монархии, то тут не всегда все было гладко. К примеру, один из архиереев нашей епархии, когда на трон взошла Анна Иоанновна, по каким-то соображениям не сразу воспринял ее в качестве императрицы. За это он поплатился, был лишен сана и закончил жизнь в ссылке (речь идет о епископе Воронежском и Елецком Льве (Юрлове), года жизни 1678-1755 – прим.).
Власть - это дело народа. И какая она – монархическая, демократическая или ее кто-то узурпировал – все это выбор народа. Можно сколько угодно ругать прошедшие выборы, но их результаты являются волеизъявлением народа. Если бы 100 процентов людей сказал Путину "нет", а Зюганову или другим кандидатам "да", то никто бы не рискнул пойти против этой воли. Церковь призывает молиться за ту власть, которая есть. Во времена СССР мы искренне молились и за советскую власть. Русская Православная Церковь – это надгосударственная структура. В нее входят верующие люди из стран с разным политическим устройством. Нигде еще она не вставала на антигосударственную позицию и не вступала в политическую борьбу.
М.Клешов, Бобров:
До сих пор продолжаются споры по поводу так называемого "Панк-молебна", проведенного участниками скандальной группы в храме Христа Спасителя. Люди по-разному оценивают демонстративное выступление молодых людей в святом месте. Как бы Вы прокомментировали это событие?
- Я не склонен расценивать это действие как простое хулиганство. Как бы ни были далеки от Церкви эти девушки и их родители, они не могли не понимать, что с такими вещами не шутят. В народе знают – добром такие выходки никогда не могут завершиться. Чтобы решиться на такое дело, нужно было иметь какую-то "подпитку", псевдодуховные размышления. Но могло быть и прямое подстрекательство: нравственное давление, или прямая материальная заинтересованность. Возможно, кто-то заплатил деньги и пообещал, что потом "вытащит" из этой ситуации.
Но факт свершился: своими действиями девушки осквернили намоленное, святое место и оскорбили чувства миллионов верующих. С помощью СМИ и интернета из них сделали "страдальцев от системы", и отдельные люди требуют от Церкви стать на их защиту. Это очень плохой показатель. Если их осудит общество, тогда можно будет говорить о том, чтобы Церковь встала на защиту неразумных девушек и просила бы о прекращения уголовной ответственности. Но пока общество не осуждает поступка – получается, что часть общества заодно с ними, поддерживает акт богохульства. В этом случае требуется осудительный приговор: конечно не 7 лет, но такой, чтобы люди осознали, что подобные действия недопустимы; чтобы наконец весь народ смог открыть глаза и назвать зло – злом.
С. Иванов, Кантемировка:
Россия и Украина - это разные страны, в них живут разные народы?
- Здесь есть несколько аспектов. С общецерковной точки зрения разделения не происходит. Мы как были одной Церковью, так ей и остаемся. Конечно, появляются люди, которые призывают к некой свободе и в этом плане, но есть и много тех - к примеру, соседние епархии - кто хотел бы, напротив, еще большей опеки со стороны Русской Православной Церкви.
Разделение идет на государственном уровне. Помню, с группой архиереев как-то встречался Виктор Степанович Черномырдин. Он нам с уверенностью объяснял, что представляет собой Украина как новое государство. Он говорил, что это всерьез и надолго. Но нам это казалось нонсенсом., мы удивлялись, как русский человек такое может говорить. Сейчас я вижу, что он был абсолютно прав.
Здесь можно провести такую аналогию: сын создает свою семью, но родители все равно остаются самыми близкими людьми. Он с супругой уже имеет свою сферу интересов и посвящает маму и папу в свои проблемы в той мере, в которой считает нужной. Так и граждане Украины все больше говорят о самостоятельности. За рубежом я уже не раз слышал от людей, говорящих на чистом русском языке, что они живут "в Украине", а не "на Украине". Это тоже подчеркивает национальное самосознание. Мне хочется, чтобы наши братские народы не теряли связи. Церковь, как духовный институт, хорошо способствует этому. У нас есть единый славянский язык богослужения, единые традиции и устои.
О духе, теле и восстановлении храмов
Белозерова Светлана, Воронеж:
Скажите насколько верно жить по принципу, "лучше я в пост съем кусок мяса, но не сделаю человеку зла"?
- Это хороший принцип. Пост нужен не сколько для того чтобы не есть мясо, сколько для того, чтобы вы привели свою душу в соответствующий порядок, чтобы у вас освободились дополнительные духовные силы, чтобы вы могли с Евангельской позиции переоценить жизненную ситуацию, в которой находитесь. А отказ от определенной пищи в этом помогает.
Я всегда привожу такой пример. Злые люди, которых называют колдунами, всегда худые, как говорят, "поджарые". Вы не увидите ни одного толстого колдуна. Это потому, что они тоже соблюдают пост, хотя и не христианский, чтобы получать духовную силу, которую они направляют в злых целях. А мы должны направлять ее на борьбу с нашими страстями, на добрые дела. Нет большого греха в том, что вы съели в пост что-то недозволенное Уставом. Придите на исповедь, и вам этот грех будет прощен. Гораздо хуже - находиться в ссоре со своими близкими и окружающими людьми. Сделайте первый шаг навстречу – и вы убедитесь: это гораздо сложнее, чем не есть мяса.
Олег Машков, г. Воронеж:
Спорт - это грех?
- Каждое действие, которое вы совершаете, в одних случаях может быть греховным, а в других может идти на пользу. Например, если вы вкушаете пищу умеренно - греха здесь нет. Но если вы объедаетесь или сильно недоедаете – это грех. Ведь и первое, и второе разрушает организм. Если вы занимаетесь спортом для поддержания здоровья - это прекрасно. А если в погоне за спортивными результатами насилуете организм, теряете здоровье – в этом нет ничего хорошего.
Валентина Глагольева, Воронеж:
Сама живу в Воронеже, а родом из села Большой Мартын Панинского района. Там есть разрушенная церковь. Скажите, стоит ли она в программе восстановления?
- Будет она восстанавливаться или нет, зависит, прежде всего, от вас. Никаких фондов - ни государственных, ни церковных - на восстановление храмов у нас нет. Для начала необходимо зарегистрировать общину верующих - это минимум десять человек. Получить регистрацию, статус юридического лица. Епархия, со своей стороны, направит священника, который организует духовную жизнь этой общины. Будет создана в доме или вагончике молитвенная комната, будут совершаться в ней богослужения. А по мере появления средств и спонсоров начнете восстанавливать и храм. Дело это долгое и непростое.
О сектах, Крещении и молитве за близких людей
Роман Фильченко, Анна:
Меня приглашают стать крестным отцом, а я не понимаю ответственности, которая на меня будет возложена. Владыка, вразумите!
- Ответственность очень большая. Вы должны осознавать, что даете перед Богом обещание воспитать этого младенца в духе Православной Церкви. Если Вы считаете, что эта задача вам по плечу и родители допустят вас до воспитания ребенка, то соглашайтесь. Если сомневаетесь в своих силах и в том, что с подрастающим малышом у Вас не получится проводить достаточно времени, то лучше откажитесь.
Ирина Васильева, Бобров:
Скажите, могу ли я поминать человека, пропавшего без вести, как покойного? Он ушел из дома 20 лет назад и не вернулся.
- Поминайте его как живого. Ведь у вас нет свидетельств того, что он умер, а для Бога все живы. Молитесь за него и Господь, даже если ваш родственник упокоился, примет вашу молитву.
Наталья Островатова, Воронеж:
- Моя мама ходит на собрания свидетелей Иеговы. Говорит, что ей интересно слушать, как они там читают Евангелие. А ходить ей удобно потому, что близко к дому. На мои возражения и пояснения, что это секта, говорит, что не собирается вступать в их организацию. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Если вашей маме нравится туда ходить, рано или поздно она вступит в их ряды. Мы рассматриваем свидетелей Иеговы как негативную секту, которая наносит человеку духовный вред. Если у вашей мамы есть тяга к изучению Священного Писания, к разговорам на духовные темы и нет возможности приобщиться к этому в православном храме, постарайтесь подключиться к телеканалу "Союз". Это можно сделать через спутниковую антенну или по кабельному телевидению. Там идет много хороших православных программ, выступают пастыри нашей Церкви.
О дне вчерашнем и сегодняшнем
С. Дроздова, г. Павловск:
Как в этом году будет отмечаться 300-летите со дня образования епархии?
- У нас создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. Празднование юбилея епархии мы хотим приурочить ко дню памяти Всех святых, в земле Воронежской просиявших, который отмечается 17 сентября. Программа мероприятий в настоящее время согласовывается. Но уже сейчас известно, что будут проведены крестные ходы, исторические конференции, концерты и, конечно, будет праздничное богослужение, съедутся архиереи из других епархий.
- Какова роль нашей епархии в развитии Православия России и какое место она занимает сегодня?
- Воронежская епархия была одной из значимых в духовной жизни страны. В Воронеже располагалась семинария с крупнейшим собранием книг, была даже своя обсерватория. У нас жили такие "гиганты" как святители Митрофан, Тихон и Антоний, митрополит Евгений (Болховитинов) – историк всероссийского масштаба. Эти люди – наша слава, украшение нашей епархии. Святитель Тихон переработал программы духовных школ России. Со времен Петра I учебные программы были основаны на протестантском и католическом богословии. Святитель Тихон создал русскую Православную школу богословия.
Сейчас епархия находится в очень хорошем состоянии. Но это не означает, что у нас нет каких-то слабых мест и недостатков. Все это, как в любом живом организме, присутствует. Самая главная заслуга наших священнослужителей в том, что общество воронежцев очень глубоко верующее и такое редко встретишь во всей России. Это отметил во время своего визита и Святейший Патриарх, и те архиереи, которые приезжают к нам в гости. Наша епархия активна по всем направлениям, которые определенны Священным Синодом. Можно лишь взвешивать, насколько глубоко или успешно ведется работа. Некоторые направления деятельности реализованы на уровне города Воронежа, некоторые - на территории всей области.
Очень деятельны матушки – супруги клириков нашей епархии. Из них в 2004 году был организован Женсовет, взявший на себя значительную часть социальной, благотворительной работы. Аналогичные структуры только теперь начинают создаваться в других епархиях. Это движение вышло за рамки внутренней структуры епархиальной деятельности и призвано помогать вдовам священнослужителей, многодетным и попавшим в беду семьям. Идет тесное взаимодействие со светскими структурами. Женсовет оказывает постоянную помощь домам престарелых, интернатам, заведениям, где живут дети-инвалиды. Объемы этой помощи уже измеряются миллионами рублей. Это стало возможным благодаря тому, что с Женсоветом сотрудничает ряд крупных благотворительных организаций. Но главное – своим служением матушки приносят радость туда, где случилась несчастье".