15 сентября 2019 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери
Старинный храм в с. Углянец Верхнехавского района освящен архиерейским чином после проведения многолетних реставрационно-восстановительных работ.
Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Углянец Верхнехавского района в годы воинствующего атеизма претерпел разорение - с 1930-х и до конца 1980-х годов здание использовалось как склад, затем - как клуб. Только в 1990 году храм был передан Воронежской епархии. Был создан приход и начался непростой период возрождения поруганной святыни.
Историческое для с. Углянец и для всего нашего края событие - Великое освящение восстановленного и благоукрашенного Казанского храма - совершилось 15 сентября 2019 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. Чин Великого освящения совершил Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, Глава Воронежской митрополии. Вместе с духовенством и прихожанами Правящего Архиерея встречал глава Верхнехавского муниципального района Сергей Алексеевич Василенко.
В совершении богослужения митрополиту Сергию сослужили благочинный Новоусманского церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев, настоятель Казанского храма с. Углянец протоиерей Евгений Кулешов, настоятель Богоявленского храма с. Орлово Новоусманского района протоиерей Алексий Лисняк и настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Церкви Русской р/ц Верхняя Хава протоиерей Андрей Согдеев.
Богослужебные песнопения молитвенно исполнял малый состав хора храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Новая Усмань.
Молитвы и священнодействия чина освящения храма возводят духовный взор молящихся от храма рукотворенного к храмам нерукотворенным - членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане. Поэтому при освящении храма совершаются священнодействия подобные тем, которые бывают в Таинствах Крещения и Миропомазания. Архиерей и все священники облачаются во все священные одежды, а сверху них надевают белые запоны (передники) и нарукавники. Вначале Архиерей окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают его. (Воскомастих - состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана и других благовонных веществ, символизирует ароматы, которыми помазано было тело Христа Спасителя, снятое со Креста).
После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах. Потом Архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, с помощью священнослужителей камнями закрепляет доску на престольных столпах.
После этого впервые открываются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей читает у царских врат пространную молитву, в которой просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас Божию благодать.
После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника.
Престол дважды омывается: в первый раз теплою водою, а во второй раз - розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва Архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. Вторичное омовение престола состоит в крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою (родостамна). После омовения престол отирается полотенцами. После омовения Архиерей помазывает престол Святым Миром, а затем облачает в ризы, окропленные святой водой.
После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами - западными, южными и северными.
Затем совершается шествие со святыми мощами, положенными на дискосе (богослужебной тарели на подставке), который Архиерей несет возвышенно у своей главы. После крестного хода святые мощи вносятся в алтарь и полагаются в антиминс (богослужебный плат, на котором поставляются Святые Дары во время Литургии) и в основание престола.
После совершения этих священнодействия Архиерей читает вслух коленопреклонную молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Архиерей со всем народом молит Господа, обновившего нас через Сына Своего по благодати Святого Духа и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в древней Скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.
По завершении молитвы Архиерей и все духовенство исходят на середину храма. Произносится сугубая ектения и Архипастырь творит отпуст чина Великого освящения. Протодиакон возглашает многолетие Архиерею, совершившему освящение храма.
В завершение чина Великого освящения митрополит Сергий с архиерейской кафедры осенил святым Крестом на четыре стороны света храм, духовенство и прихожан, и окропил всех святой водой.
После чина Великого освящения митрополит Сергий возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были присоединены прошения об укреплении христианских семей и ниспослании им благодатной Божественной помощи:
• Еще молимся да хранят люди Твои заповедь сию: еже Бог сочета, человек да не разлучает, и даруется домашним их церквам несокрушимая крепость и преспеяние в любви нелицемерней;
• Еще молимся о сохранении супружества рабов Твоих в мире и единомыслии, благочестии и чистоте;
• Еще молимся да возвеселятся люди твои видением сынов и дщерей, и да умножится народ наш и благословение Твое наследуется в нем в род и род.
По сугубой ектении митрополит Воронежский и Лискинский Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине, а также молитву святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.
Перед причащением мирян с проповедью к молящимся обратился протоиерей Алексий Лисняк.
По завершении богослужения настоятель Казанского храма протоиерей Евгений Кулешов от лица всех прихожан сердечно поблагодарил митрополита Сергия за неустанное попечение о приходе, за великую радость совместной церковной молитвы и совершенное Великое освящение Петропавловского придела Казанского храма.
Обращаясь к духовенству и пастве митрополит Сергий поздравил всех собравшихся с историческим событием в жизни прихода, поблагодарил отца настоятеля и всех принимавших участие в восстановлении и благоукрашении храма за понесенные благое труды, призвал верующих любить свой храм и приходить сюда с молитвой во всех обстоятельствах жизни. (Видеозапись слова митрополита Сергия смотрите на встроенном плеере внизу страницы).
В память о совершенном Великом освящении храма Глава Воронежской митрополии вручил настоятелю и прихожанам резной образ Божией Матери.
При выходе из храма митрополит Сергий преподал каждому богомольцу святительское благословение.