27 февраля 2012 г • Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в Благовещенском кафедральном соборе
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность.
Почти прекращается в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.
Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа.
Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами.
На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В эти дни канон вычитывается по частям, а на утрени четверга пятой седмицы - полностью (Стояние прп.Марии Египетской).
Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть и прослушать, обратившись по ссылке ниже.
Великий канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет, и поныне и воспринимается верующими с той же душевной теплотой и умилением, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.
В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, представленные в свете духовного назидания. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
Покаянное чувство, заключенное в словах канона прп.Андрея, глубоко и искренне. Единая мысль объединяет все девять его песней: "Согрешил больше всех человек, един я согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд. Не просто "добросердечен", но так, как мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим существом. Так любит нас Бог. "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя - говорит Господь" (Ис. 49, 15).
Но чем ближе человек к Богу, тем, освещаемый светом Правды, больше видит свои грехи. Спасение человека имеет единое начало - покаяния. Показывая примеры добродетели и подвиги святых, прп.Андрей не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добру и отвращаться зла.
Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.
Есть в Великом каноне и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто преподобный старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться...