8 апреля 2011 г • Похвала Пресвятой Богородицы - "суббота Акафиста"
Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил богослужение утрени в Благовещенском кафедральном соборе, за которым было совершено пение акафиста Пресвятой Богородице.
В субботу на пятой неделе Великого поста, на утрени, святая Церковь торжественно совершает пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов при императоре Ираклии. Патриарх Сергий, носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, а народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и "песнь неседальную" (по-гречески "акафист" - песнь при совершении которой не сидят): "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!..". (Тебе, Богородице, как Всесильной и Побеждающей Воеводе, мы, ныне с Твоей помощью избавившиеся от лютых врагов, благодарную воздаем хвалу!..).
С того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь установила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Вначале праздник акафиста совершался в Константинополе, в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Акафист этот читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрени (обычно накануне, в пятницу вечером) но не весь подряд, а раздельно: для пения акафиста духовенство четырехкратно выходит на середину храма в промежутке других песней – кафизм и канона.
1-й Кондак Акафиста:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Полный текст акафиста Пресвятой Богородице можно найти здесь:
http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon62.htm?id=62