7 апреля 2011 г • Благовещение Пресвятой Богородицы
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Андрей (Тарасов), благочинные церковных округов Воронежской и Борисоглебской епархии, настоятели и духовенство храмов г.Воронежа, клирики кафедрального собора. За Божественной литургией Владыка Сергий рукоположил диакона Иоанна Суздальцева во иерея, а иподиакона Виктора Павлова во диакона.
На малом входе Его Высокопреосвященство митрополит Сергий вручил клирикам епархии патриаршие и архиерейские богослужебные награды к предстоящему празднику Святой Пасхи. Настоятель Благовещенского кафедрального собора архимандрит Андрей (Тарасов) удостоен права служения Божественной литургии при открытых Царских вратах до Херувимской песни; протоиерей Андрей Изакар – права ношения наперсного креста с украшениями; иерей Алексий Иванников и иерей Алексий Воронин – права ношения набедренника; диакон Евгений Слепов возведен в сан протодиакона.
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4:
Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.
"Благовещение" означает "благая" или "добрая" весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божия и Спасителя мира. Это событие названо в церковном тропаре "главизной", т.е. началом человеческого спасения. Открылась людям тайна предвечного Божественного Совета о Сыне Божием как Сыне Девы – "еже от века таинства явление".
О Благовещении подробно повествуется в первой главе Евангелия от Луки (ст. 26-38). Чудо состоит не только в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но еще более в том, что этим ребенком стал Бог-Слово, Сын Божий, Создатель мира, "на Негоже ангели зрети не могут" (Акафист Страстем Христовым, икос 5), перед Которым "трепещут небесные силы", Которого "поет солнце и славит луна, трепещут бездны и служат источники" (Молитва Чина великого водоосвящения).
Но Бог не просто Своей волей и Своим решением вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь извещает Деву Марию, ожидая согласия Ее свободной воли к принятию действия Божественного промысла. И ответ Марии выражает любовь к Богу и безграничную готовность исполнять Его предначертания: "Я – раба Господня, и да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1, 38).
С этого момента начинается евангельская история. Впереди – Рождение Христа, бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение – Пасха...
По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта (за девять месяцев до Рождества Христова – 25 декабря). Сроки, с которыми совпадает Благовещение по отношению к Великому посту и Пасхе простираются от четверга третьей седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. Ради величия этого праздника, служба Благовещения не отменяется, даже если 25 марта приходится на Пасху. Если же приходится на пост, то бывает значительное ослабление строгости поста, поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в Благовещение даже в седмичный (не субботний и не воскресный) день литургию свт. Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров. На трапезе разрешается вкушение рыбы.