15 апреля 2017 г • В Великую Субботу Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
В сослужении клириков кафедрального собора митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.
В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе и сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.
В трепете перед величием происходящего, размышляя о величайшем мироспасительном значении событий великих дней страданий Господних, Церковь воспевает: "Содержай вся на Крест вознесеся, и рыдает вся тварь. Того видящи нага висяща на древе, солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, и телеса восташа святых мужей. Ад низу стенет, и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. Жены же взывают: сия Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен" (Икос канона Великой Субботы). (Перевод: "Своею властью держащий вселенную – на Крест вознесен. Рыдает все сотворенное Им, видя Создателя – измученного, висящего на древе Креста. Солнце лучи сокрыло и звезды отложили свет, земля со многим страхом поколебалась и море отступило, камни распались, гробы многие открылись и тела восстали святых мужей. Ад внизу стонет, иудеи совещаются, как оклеветать Христово воскресение, а жены-мироносицы взывают: сия суббота есть Преблагословенная, ибо в ней Христос, уснув, воскреснет тридневен").
Литургия по чину святителя Василия Великого совершается в этот день в соединении с вечерней. По вечернем входе традиционно читаются паремии из Ветхого завета с торжественным пением библейских стихов. Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается Апостол о спасительном действии Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви – в Великую субботу совершать крещение оглашенных. По чтении Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями, переоблачившимися в белые ризы, поются избранные стихи псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". Во время пения этих стихов архиерей и все священнослужители в алтаре переоблачаются в светлые одежды. Также совершается переоблачение “в светлейший чин” и священных одежд Престола и жертвенника.
Затем читается Евангелие об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа:
"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" Мф. 28: 1-19).
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитвы о преодолении междоусобной брани в Украине и о мире на Святой Земле.
По отпусте литургии, согласно церковного устава этого дня, митрополит Сергий совершил благословение хлебов и вина. Это совершается в напоминание о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.
По окончании Литургии в Великую Субботу начинается совершение освящения куличей, пасхальных яиц и творожных пасох.
Подробнее о событиях Великой Субботы и их духовном значении:
День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Господа и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, праведные Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27: 57-66; Ин. 19: 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" ("Мысли на каждый день года").
Об этом в ярких образах говорят нам слова песнопений и молитв. "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе".
Образ поверженного ада - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, этот день - словно связующее звено между скорбными воспоминаниями Страстной Седмицы и зарей Пасхи Христовой - Праздника праздников и Торжества из торжеств.