14 апреля 2017 г • "Снем Тя, Слове, от древа мертва, во гробе Иосиф ныне положи, но востани, спасаяй вся, яко Бог" (Похвалы на Непорочнах)
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
В богослужении утрени Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. Воспеваются похвалы страданиям Христа Спасителя, описывается скорбь учеников и ужас всех творений, видящих смерть Создателя и Господа своего. Вместе с тем, многими песнопениями предуказывается и славное Воскресение Христово.
После прочтения шестопсалмия и мирной ектении, при торжественном пении тропарей "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое", "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный" и "Мироносицам женам", митрополит Сергий и сослужащее духовенство вышли на середину храма. Архипастырь совершил полное каждение храма, после чего, став на кафедре перед Святой Плащаницей, начал чтение особых молитвословий - похвал, которые чередовались пением стихов 118 псалма (17-й кафизмы).
"Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое".
"Иисусе, сладкий мой, и спасительный Свете, во гробе како темнем скрылся еси? О несказаннаго и неизреченнаго терпения!"
"Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?".
"Меры земли положивый, в мале гробе обитаеши днесь, Иисусе Всецарю, от гробов мертвыя возставляяй".
"Животе, во гробе положился еси, Христе, и смертию Твоею смерть погубил еси, и источил еси мирови жизнь".
"О чудес странных! О вещей новых! Дыхания моего Податель бездыханен носится, погребаемь руками Иосифовыма".
"Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму".
(Полностью похвалы и прочие молитвословия службы Великой Субботы с параллельным русским переводом можно прочесть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы).
В чтении похвал на второй статии (второй "Славе" 17-й кафизмы) приняли участие все священнослужители.
По сложившейся традиции, похвалы на третьей статии (третьей "Славе" 17-й кафизмы) в Благовещенском соборе исполняются попеременно - духовенством вместе с митрополичьим мужским хором и митрополичьим смешанным хором.
По окончании 17-й кафизмы, при пении тропарей по Непорочнах "Ангельский собор удивися", возвещающих радостную весть о грядущем воскресении Господа Иисуса Христа, митрополит Сергий вновь совершил полное каждение храма.
Затем Архипастырь и священнослужители вернулись в алтарь и началось пение умилительного канона Великой Субботы "Волною морскою...", который, как и все молитвословия и ектении Великой Субботы читался перед святой Плащаницей.
После возгласа "Слава Тебе, показавшему нам свет", который Владыка Сергий произнес на кафедре в центре храма, было совершено троекратное каждение Плащаницы и, по завершении Великого славословия, начался погребальный Крестный ход. При плачевном пении Трисвятого Архипастырь в сопровождении духовенства обошел снаружи кафедральный собор, неся в руках Святую Плащаницу.
По возвращении в храм была прочитана паремия из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – зачало из послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором говорилось об искупительном значении Крестной смерти Господа Иисуса Христа. После апостольского чтения поется Аллилуарий со стихами из Псалтири, которые подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать в храмах до дня его отдания: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его!".
Затем митрополит Сергий возгласил зачало из Евангелия от Матфея, в котором рассказывалось, как первосвященники испросили у Пилата разрешения поставить у Гроба Господня стражу:
"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27; 62-66, текст приводится в русском переводе).
После отпуста Владыка Сергий, священнослужители и все богомольцы прикладывались к Плащанице при пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного..."
О важном значении погребения Господа Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".