30 ноября 2015 г • Газета "Труд - Черноземье" опубликовала интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием: "Воспитывать чувство ответственности"
С Владыкой Сергием беседовал главный редактор издания Юрий Евгеньевич Пульвер.
- Ваше Высокопреосвященство, сегодня в мире - сложная политическая и экономическая ситуация. Как Вам кажется, в условиях усиливающегося на Россию давления, Русская Православная Церковь может сыграть значимую роль?
- Напомню, что Русская Православная Церковь не является политической организацией, и не в ее компетенции провозглашать какие-либо идеи, касающиеся государственного устройства. Работа священника с людьми совершается на уровне личности: от сердца к сердцу. В ходе этого процесса у человека формируется гражданская позиция, происходит патриотическое воспитание, в результате – в обществе создается благожелательная, миролюбивая атмосфера. В этом отношении действительно, Русская Правоcлавная Церковь и другие конфессии могут сыграть большую положительную роль. Это кропотливый, непростой труд. Дело в том, что высоконравственная жизнь требует работы над собой, поэтому призывы к ней воспринимаются гораздо труднее, чем приглашения к развлечениям и удовольствиям. Задача Церкви – научить человека дружелюбно, с пониманием и сочувствием относиться к окружающим людям, без раздражения воспринимать неудачи и вообще все обстоятельства жизни. Тот, кто тверд в вере и имеет крепкую нравственную основу, может преодолеть любые трудности. Если же духовных и нравственных принципов у человека нет, он становится объектом воздействия структур с иными интересами, которые увлекают его к ложным, сиюминутным ценностям. Поэтому очень многие видят цель жизни в улучшении своего материального положения и достижении максимального удобства жизни – своей и своих близких. Эгоистически настроенный человек думает только о себе, его отношение к окружающему миру становится пренебрежительным. И роль Церкви в этом случае – воспитать чувство ответственности, помочь ориентировать сознание на истинные ценности.
- Мы все с болью наблюдаем за тем, что происходит на Украине в отношении приходов и священников Московского Патриархата. Можно ли противостоять этому процессу?
- Несмотря на колоссальное политическое давление на Украинскую Православную Церковь Московского патриархата, она численно не уменьшается. Это показали прошедшие летом празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Такого количества людей, которые пришли на Владимирскую горку, давно уже не собиралось в Киеве на общую молитву. Когда затем отправился Крестный ход, то первые ряды людей уже достигли Киево-Печерской Лавры, а последние еще не двинулись с места молебна! Это событие стало показателем народной веры и великой силы Православной Церкви. Правительству и президенту Украины приходится с ней считаться. Поддерживая так называемого "патриарха Филарета" и униатскую церковь, они недоумевают, почему их политическая воля не может победить народную привязанность к духовным истокам. Дело здесь не в политике, а во внутренней, духовной связи поколений, в глубоком осознании людьми вечных ценностей. Украинцы чувствуют, что русские – их братья по вере и понимают: ничего плохого в сохранении верности Московскому Патриархату нет. Тем более, что Украинская Православная Церковь фактически полностью самостоятельна – они только лишь совершают поминание Патриарха Московского за богослужением. Практически это автокефальная Церковь, у нее имеются права широчайшей автономии. В составе Московского Патриархата они признаны всеми поместными православными Церквями. Раскольничьи же образования не признаны, их священники и епископы не допускаются, к примеру, на Святую Гору Афон. Там строгий контроль, имеется своя консульская служба. Недостаточно получения визы – после этого происходит изучение личности во Вселенской Патриархии в Стамбуле. Все данные детально проверяются, и если выясняется, что Вы, допустим, священник Киевского Патриархата – путь на Афон Вам закрыт! Это, конечно, тоже вызывает недоумение украинского правительства. Стоит отметить, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата не ставит задачи свержения ныне существующего государственного строя или правительства. Она молится за предержащих властей, сотрудничает с ними по всем вопросам, потому что приходам и епархиям невозможно осуществлять свою деятельность без сотрудничества даже с местными властями, тем более – на высших уровнях. Кто государство будет возглавлять – дело народа. Хочется пожелать, чтобы у правительства и президента Украины хватило мудрости смотреть на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата не как на врага, но как на опору своих действий. К сожалению, в этом направлении положительной динамики пока нет…
- Мне кажется, Вы все же несколько преуменьшили роль украинского правительства в том, что там творится. Ужасает то, что священники под покровительством местных властей захватывают храмы, бьют прихожан нашей Православной Церкви. Я не могу понять, как такое вообще стало возможным, как священник может выгнать другого священника из храма…
- В отличие от общин Московского Патриархата, раскольничьи общины сильно политизированы и активно демонстрируют верность идеям, которые провозглашает правительство Украины. Налицо политическая деятельность под религиозной вывеской. Они пытаются доказать, что верующие в приходах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата не являются патриотично настроенными, а значит, по их мнению, нужно смещать священников и заменять епископов. Происходит процесс, сходный с тем, который имел место в России в двадцатые годы прошлого века. Тогда при поддержке новых властей появилась "Живая церковь" – обновленческая. Ее приверженцы заявили, что приветствуют революцию. Они были революционерами больше, чем сами большевики. Почитайте их документы – это сплошные политические заявления и лозунги! Теперь это повторяется на Украине. Но, как не удалось обновленцам победить Православную Церковь, так, думаю, не удастся это и "филаретовцам". Церковь должна примирять все политические структуры, служить местом единения всех прихожан – будь они федералы, унитарии или сепаратисты. А представители Киевского Патриархата говорят священникам УПЦ Московского Патриархата: вы – московские и вам здесь нет места… Власти Украины видят в таких действиях себе поддержку, но это очень близорукий взгляд. Позиция Православной Церкви Московского Патриархата полезна для нынешнего правительства Украины! Мы не разжигаем вражды, не проводим агитацию "за" или "против" какой-либо из конфликтующих сторон, призываем к примирению. Почему же нет понимания? Возникает сомнение: нужен ли мир нынешнему правительству Украины? Если они намерены создать управляемый хаос, тогда эти действия объяснимы; если же они все же хотят мира, то им следует сотрудничать с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, потому что в этом – путь к стабильности и общественному согласию. Все личные политические предпочтения священников и активистов-прихожан должны оставаться за рамками жизни общины – разногласия уводят от Церкви и от Христа.
- Я человек мирской и могу быть не прав, но мне кажется, что они подменили служение Христу служению мамоне. Не имея за душой ничего, кроме поддержки правительства Украины, они хотят материальных благ. Правительство же как будто их натравливает…
- Честолюбцу хочется выдвинуться: один стремится стать епископом, другой – депутатом или еще кем-то. Властолюбец живет не Христом, а иными интересами. Удивительная позиция так называемого "патриарха" Филарета, который сделал ряд провокационных заявлений: призвал дать оружие прихожанам, сказал, что русские – плохие братья, и их нужно уничтожать. Нравственный человек не должен занимать такую позицию, тем более – человек высокого церковного положения. Казалось бы, пожилой уже человек, ему бы о вечности подумать, но он хочет быть на высоте, у власти. Это желание понуждает его делать такие безумные заявления. Очевидно, что ничего христианского в его словах нет. Если бы Филарет помнил о Христе, то его советы направляли бы и властей и народ к миру. Вместо этого он поддерживает войну, возбуждает в людях агрессию, в том числе и против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Это страшно и погибельно.
- Продолжая тему Украины, пожалуйста, расскажите об участии возглавляемой Вами епархии в оказании помощи Донбассу и Луганску. Знаю, что серьезная поддержка епархией также была оказана беженцам.
- Да, мы регулярно оказываем разнообразную помощь. В епархии действовали несколько реабилитационных центров, в том числе для детей. Направляем гуманитарную помощь в бедствующие районы Донецкой и Луганской областей, которая распределяется в детские приюты и дома престарелых. Мы принимали участие в сборе и отправке помощи, которые инициировал Межконфессиональный совет. Тогда совет поставил задачу не вливаться в работу МЧС, а собрать и доставить гуманитарный груз самостоятельно. Мы сделали это путем взаимодействия с Луганской епархией. Принимаем участие и в программах помощи, которые проводит МЧС.
- Получается большая финансовая нагрузка. Удается справляться с этим? Кто вам помогает?
- Нагрузка действительно большая, но дело очень важное! Кроме священнослужителей и прихожан в нем принимает участие и волонтерское движение. Важную роль исполняет Женсовет митрополии, состоящий их матушек клириков. Регионы Украины мы поддерживаем еще и морально. Упомяну хотя бы книжную выставку-форум "Радость слова". Мы пригласили митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, хор Луганской митрополии в составе сорока человек, дали им возможность выступить на форуме – радость была и для слушателей, и для выступавших. Постоянно проходят реабилитацию дети из районов военных действий. Все это делать непросто: нужно организовывать медицинское обслуживание, безопасность должна быть на высоком уровне, чтобы избежать провокаций… Так что вовлеченность епархии в программу оказания помощи очень значительна.
- Ну, кроме волонтеров вам помогает еще и правительство области…
- Безусловно. И медицинское обследование, и культурную программу обеспечивает, и помогает продуктами питания для ребятишек. Мы оказываем гостеприимство, но всегда есть желание улучшить процесс. В правительстве области находим положительный отклик на наши инициативы.
- Можно привлечь к этому делу студентов медуниверситета…
- Мы работаем с ними. Хороший рабочий контакт налажен с Воронежским государственным аграрным университетом, с лесотехнической академией, педагогическим университетом, но в вопросах реабилитации детей на первом месте – медицинский университет. Мы благодарны студентам-волонтерам, они оказывают большую помощь.
- Если мы говорим о помощи, то напрашивается вопрос: заметили ли Вы за последние два года какие-либо перемены в сознании Вашей паствы? Стали ли люди добрее, отзывчивее, или, наоборот, ожесточились? Ведь экономические проблемы в обществе не могли не задеть прихожан. Продолжают ли люди жертвовать на храмы?
- Епархия не осуществляет централизованного сбора пожертвований на все храмы – каждый приход обращается к прихожанам и благотворителям в меру насущной необходимости. В целом, упадка приходской активности не отмечается. В рамках епархиальной программы работы с беженцами, мы изыскали средства на обеспечение продуктами и другими видами помощи более чем двух тысяч человек. С 2011 года проводится ежегодная благотворительная акция "Белый цветок" с целью оказания помощи детям, находящимся на лечении с тяжелыми формами онкологических заболеваний. Огромное количество волонтеров – школьников, студентов – мастерили белые бумажные цветы и раздавали их на улицах людям в ответ на пожертвования. Все это делалось совместно с другими благотворительными организациями нашей области с большой любовью, с заботой о страдающих ребятишках… В результате, если в прошлом году мы собрали 10 миллионов рублей, то в этом году – более 14 миллионов рублей, которые были распределены на лечение детей и на приобретение оборудования для больниц. Никто не мог предвидеть таких результатов в условиях кризиса. Это свидетельствует о неравнодушии людей, их возрастающем стремлении к добру. Слава Богу, это прекрасно!
- Количество прихожан, которые вовлечены в общественную жизнь, увеличивается?
- Увеличивается. В каждом благочинии трудятся социальные работники, миссионеры, налажена работа по оказанию помощи нуждающимся – теперь священники имеют помощников в делах благотворительности и духовного просвещения.
- А вообще количество прихожан в церкви?
- Не уменьшается. Есть достаточно маленькие поселения, например, всего 700 человек. Многие храмы открылись недавно. Тем не менее, священники свидетельствуют: каждое воскресенье присутствуют 60 – 70 человек, то есть десять процентов населения. Это хороший показатель.
- Политика увеличения числа храмов продолжается?
- Нельзя назвать это политикой, чем-то принудительным. Есть тенденция роста числа приходов по всей области вследствие образования новых общин – это естественный процесс. Не везде восстановление идет быстро – для строительных работ требуются, конечно, немалые финансовые вложения. К сожалению, не у всех людей есть понимание, что они сами тоже должны участвовать в созидании, вкладывать силы и средства. Но в целом интерес воронежцев к Православию не ослабевает.
- Что бы Вам хотелось пожелать воронежцам в это непростое время?
- Нужно иметь мир в душе, крепкую веру и твердую основу жизненной позиции. Думать не только о ближайших перспективах, а о будущем. Необходимо осознание того, что мы живем в прекрасной стране и должны быть открыты для людей, которые к нам приезжают. А чтобы не утерять самоидентичность и традиционные ценности, которые делают нас, воронежцев, православными россиянами, нужно воспитывать в себе и в своих детях чувство ответственности за все, что происходит в стране. Основы же воспитания закладываются в нравственно здоровой, крепкой семье. Поэтому сохранение семьи – значительный шаг к укреплению государства. Хочу пожелать, чтобы жители нашего края имели чувство сопричастности к родной истории, к своим святыням, ко всему народу нашей России. Нынешнее время действительно очень сложное. Но если мы будем консолидированы, едины в своей верности Церкви и Отечеству – верю: мы сможем смотреть в будущее без страха за себя и своих детей.