15 февраля 2017 г • "Материю Девою Богу Отцу приносится Младенец, Иже прежде всех бысть..." (Тропарь праздничного канона)
В праздник Сретения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Во время мирной ектении митрополит Сергий совершил поставление выпускника Самарской православной духовной семинарии Дионисия Ананьевского во иподиакона.
По сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире в Украине.
По завершении Евхаристического канона Правящий Архиерей совершил хиротонию (рукоположение) иподиакона Дионисия Ананьевского во диакона.
За богослужением было оглашено "Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи". (Текст Обращения см. по ссылке внизу страницы).
О событии праздника повествуется в Евангелии от Луки: "Егда исполнишася дние очищения Ею по закону Моисееву, - говорит св. евангелист Лука о Богоматери и Богомладенце, - вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, и еже дати жертву: якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец, мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется" (Лк. 2: 22-23).
За древнее искупление израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от евреев (См.: Исх. 13), чтобы всяк перворожденный их младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40-й день по рождении своем был принесен в храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель, как "Перворожден всея твари" (Кол. 1:15), "яко Первородный в избранных Божиих" (Рим. 8, 29) и "яко Первенец Девы Марии" (Мф. 1:25) исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен! Как воспевается об этом в каноне праздника, "Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и закон исполняя в храм приносится".
Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев. 12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить в храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему,"яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева", но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.
Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, ожидающий "утехи Израилевы (т. е. Спасителя мира): и Дух бе свят в нем "(Лк. 2:25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия Симеон пришел в храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставити его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля".(Лк. 2:29-32).
Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: "Се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления..." (Лк. 2:34-35).
В храме была также 84–летняя вдовица Анна, "яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви и глаголаше о нем всем, чающим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2:36-38); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал, яко видесте очи мои спасете твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы Он, своими очами узрев Младенца–Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.
Древность и важность праздника:
В воспоминание сретения Господа Симеоном и Анною во храме Иерусалимском, в сороковой день по рождении Спасителя, установлен и назван Церковью дванадесятый праздник Сретения Господня. Этот праздник есть древний. На него указывают в своих сочинениях Отцы Церкви III, IV и V веков: свт. Мефодий Патарский; свт. Василий Великий, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Амфилохий, епископ Иконийский, свт. Амвросий Медиоланский, свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоустый; свт. Феодот, епископ Анкирский. Из V века Православная Церковь имеет некоторые песнопения на день Сретения, изложенные епископом Константинопольским Анатолием.
В VI веке при императоре Юстиниане (527–565) с древним праздником Сретения Господня соединено Церковью воспоминание избавления Антиохийской и Константинопольской Церкви от бедствий, которые простирались и на прочие Церкви и страны. В 528 году постигло Антиохию тяжкое и уже в третий раз повторявшееся землетрясение, не прекращавшееся в течение десяти дней, от которого разрушились в этом городе многие здания и задавили много народа. В это время гнева Божия христиане глубоко чувствовали свое бедствие и нужду в милосердии Божием, с покаянием и молитвою обращались к Богу о помиловании; в уповании на всесильное имя Бога и Господа Спасителя полуразрушенный землетрясением город назвали градом Божиим; на вратах домов своих писали: "Бодрствуйте, христиане, Христос с нами". За этим страшным бедствием вскоре последовало новое. В Константинополе и окрестных странах его в 543 году появилась ужасная моровая язва, которая продолжалась три месяца и под конец этого времени так усилилась, что ежедневно поражала смертью от 5 до 10 тысяч человек. В эти страшные дни всенародных бедствий одному из угодников Божиих открыто было, чтобы празднование Сретения Господня отправлялось торжественнее. В день Сретения, когда начали совершать всенощное бдение и вместе крестный ход, молясь Господу о помиловании, бедствия прекратились по благости Божией и заступлению Богородицы. Поэтому во всегдашнее благодарственное воспоминание милости Божией и прекращения бедствий установлено Церковью в 544 году совершать день Сретения с великой торжественностью. Об этом упоминается и в кондаке праздника: "...и ныне спасл еси нас, Христе Боже".
Тропарь Сретения Господня, глас 1:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак Сретения Господня, глас 1:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.