20 октября 2016 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Мы сами несем ответственность за то, что с нами происходит"
"Комсомольская правда - Воронеж" опубликовала ответы митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на наиболее важные и интересные вопросы, заданные Архипастырю в ходе встречи с руководством и творческим коллективом издания.
"Каково сегодня быть русским? Порой мы не можем четко ответить на этот вопрос. Часто бываем чрезмерно эмоциональны, временами безынициативны, но в критические моменты способны собраться и тогда лишь силой духа можем сокрушить горы.
О русском человеке, который должен защищать свою национальную идентичность, проявлять выдержку перед вызовами современности и ответственно выбирать будущее своей страны, сотрудники редакции "Комсомолки" побеседовали с Главой Воронежской митрополии, митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием.
"УМЕТЬ СОХРАНЯТЬ ПРИСУТСТВИЕ ДУХА"
- Уважаемый Владыка Сергий! Различные события последнего времени свидетельствуют о напряженности в различных сферах международных отношений. Один из ярких примеров – прошедшие в августе Олимпийские игры: все мы прекрасно помним, какой ажиотаж и прессинг был создан вокруг российских спортсменов. А как Вы лично воспринимаете всю эту ситуацию с нашей командой, которая, сама того не желая, оказалась в центре политической борьбы? Приветствует ли вообще Церковь занятия спортом?
- Церковью никогда не принимались постановления, осуждающие или запрещающие занятия спортом. Существует масса примеров позитивного отношения к физическим упражнениям святых людей. Например, адмирал Российского флота праведный Феодор Ушаков стал родоначальником тренировок с гирями. При ведении военных действий русским матросам необходимо было быстро заряжать пушки ядрами весом не менее 40 кг. каждое, поэтому адмирал предписал матросам оплетать пушечные ядра веревками и каждое утро упражняться с ними.
По поручению патриарха Алексия II мне неоднократно случалось провожать и напутствовать молитвой спортсменов, отправлявшихся на Олимпиады – это честные и искренние ребята, я отношусь к ним с большим уважением. Сейчас олимпийцев напутствует сам Патриарх. Церковь поддерживает спортсменов как людей, выполняющих тяжелый труд, идущих на подвиг – это дело их жизни и оно требует уважительного отношения. К сожалению, многие события, происходившие на Олимпиаде, действительно были далеки от справедливости. Особое внимание привлекла ситуация с американскими бегуньями в эстафете. Откровенной ложью (напомним, американки свалили вину за потерю эстафетной палочки на соперниц, и Международная ассоциация легкоатлетических федераций позволила им повторно перебежать дистанцию в одиночестве - прим. ред.) мир должен был возмутиться, но общественность восприняла ее спокойно, даже с одобрением. В истории с допинг-пробами также очень много неясности... В этом смысле Олимпиада и вообще международный спорт – удобная площадка для изучения реакции мирового сообщества к тому или иному резонансному эпизоду: можно наблюдать, какие действия вызовут возмущение, а какие – нет. Как епископ, я расцениваю события с точки зрения христианской нравственности. В практике Церкви, если человек совершил грех, но затем покаялся, понес за него наказание (епитимью) и больше к нему никогда не возвращается – этот грех ему не вменяется даже на Страшном Суде. Да и по светским законам человеку, понесшему наказание, предоставляется возможность вновь влиться в общественную и деловую жизнь. Если спортсмен был на какое-то время отлучен от соревнований за какое-либо нарушение правил, то, по истечении времени наказания, должен быть допущен к участию в состязаниях. Поэтому из-за имевших место отдельных случаев нарушений безнравственно было отстранять всю команду...
- Владыка, а как правильно реагировать на такие действия? Спортсменов и жалко, и обидно за них.
- Имел место пример резкой, невыдержанной реакции: наши болельщики на чемпионате мира по футболу попробовали вести себя как английские фанаты. Что из этого получилось? Недостойное криминальное шоу, которое ничего не изменило к лучшему! Наши футболисты были неподготовлены морально и физически – и остались ни с чем. Нужно уметь вести себя достойно в любой ситуации. В русском обществе никогда не уважали людей, которые пытались доказывать свою правоту "с пеной у рта", тем более – с кулаками. Мы народ сильный и достойны уважения вовсе не потому, что можем за себя, при необходимости, постоять. Даже тогда, когда нас оскорбляют, перед лицом несправедливости нужно сохранять присутствие духа, быть адекватными и понимать, что от взаимного применения силы ничего хорошего не получится.
- Бытует еще такое мнение, что допинг-пробы нужно отменить, так как эта тема начинает эксплуатироваться в политических спекуляциях, либо в битве фармакологов - кто лучше изобретет средство для сокрытия допинга...
- Очевидно, что эта система несовершенна и требует доработки на международном уровне. Для этого необходимо конструктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон – но такой вариант кого-то, видимо, не устраивает. Кроме того, испытывая тот или иной препарат, следует задаваться вопросом: не принесет ли он впоследствии вреда спортсмену? И главное: отношение ко всем атлетам должно быть одинаково справедливое, не зависящее от национальности и вероисповедания. Олимпийское движение имеет надгосударственный статус, однако в реальности соревнования воспринимаются как поединок между странами, а не между спортсменами. Какой же в этой ситуации вес имеет сегодня Международный олимпийский комитет, если одна из стран-участниц может оказывать давление и изменять спортивные правила? Такого быть не должно.
"ЖИВОЙ ДУХ НАРОДНОЙ ВЕРЫ"
- Вы упомянули праведного адмирала Феодора Ушакова, святые мощи которого не так давно привозили в Воронеж. Вообще, стоит отметить, что жителям региона довольно часто предоставляется возможность поклониться православным святыням. Как Вы считаете, почему это для нас так важно?
- Воронежский край – регион с преобладающей православной традицией, бережно хранящий свои исторические и духовные корни. Воронежцы очень чтят святыни, любят совершать паломничества. Например, из года в год растет количество участников Митрофано-Тихоновского крестного хода. Когда я прибыл на Воронежскую кафедру в 2003 году, в Задонск отправились чуть более 200 паломников. В этом же году в крестном ходе приняли участие от 10 до 15 тысяч человек. Всегда с большой радостью встречают прихожане прибывающие к нам святыни. Скажем, в храмах нашей епархии постоянно пребывают частица Древа Животворящего Креста, частицы мощей святых апостолов, Киево-Печерских и Оптинских преподобных отцов, блаженной Матроны Московской и многих других святых. Но если объявить, что в такой-то храм привозят мощи блаженной Матроны – соберется множество людей, будет внушительная очередь. Воронежцы очень достойно встретили мощи праведного адмирала Феодора Ушакова: был почетный караул, совершались торжественные молебны и большой крестный ход, на время которого, отметим, даже прекратился проливной дождь. Принесение такой святыни, конечно, сопряжено с народной молитвой о родном крае и всей нашей стране, о мире и благополучии, рождает благодатный духовный подъем. Мы просим ходатайства угодника Божия пред Господом, чтобы Он даровал нам Свою милость и благословение.
С мощами праведного Феодора Ушакова связан интересный эпизод. Перед прибытием в Воронеж они несколько дней пребывали в Санкт-Петербурге, где к ним приложился президент России Владимир Путин. Вместе с ним был президент Турции Реджеп Эрдоган – и так вышло, что он почтил русского адмирала, в XVIII веке разгромившего турецкий флот!
Говоря о духе народной веры, уместно вспомнить состоявшийся в июле Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. В нем приняли участие более 100 тысяч человек. По словам Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия, проведение крестного хода имело целью призвать всех жителей страны "отбросив гнев, ненависть, злобу, вооружившись любовью и прощением, усилить свой подвиг молитвы: чтобы прекратились литься материнские слезы, чтобы дети не оставались сиротами, женщины – вдовами, чтобы молодежь не становилась инвалидами, чтобы наши города и села не были разрушены, а дома – заброшены…". В едином духовном порыве этот крестный ход объединил все регионы страны и ясно показал: разговоры о том, что время Русского мира на Украине прошло – совершенно несостоятельны.
"СЛЕДОВАНИЕ ЛОЖНЫМ ИДЕАЛАМ ГАСИТ ГОРЕНИЕ ДУХА"
- В продолжение украинской (и не только) риторики... Нетрудно заметить, что наше информационное поле пронизано темой осуждения. СМИ все время представляют нам внешних врагов. Конечно, мы все это так или иначе перевариваем и обсуждаем. Но как правильно провести грань между защитой своих национальных интересов и милосердием, мудростью?
- Стиль подачи информации современными СМИ, к сожалению, сопоставим с методикой западной пропаганды. Порой повышенное внимание общества привлекается к незначительным, надуманным проблемам; имеют место случаи резкого изменения аналитической оценки какого-либо действия или явления – вплоть до противоположной. Такие перепады недопустимы. На первый план почти всегда выносится озабоченность сугубо политической или экономической ситуацией в регионах России, на Западе или в Украине. Вопросы совести, правды, духовности и человечности, как правило, остаются на заднем плане или вовсе забываются. Получается, что СМИ выполняют не очень благородную функцию, отвлекая внимание людей от важных жизненных аспектов, над которыми действительно необходимо поразмыслить.
Я сторонник всесторонней подачи правдивой информации – только в этом случае человек получает возможность для справедливых самостоятельных суждений и верного определения своей жизненной позиции. Конечно, для этого нужно иметь серьезную духовную и интеллектуальную подготовку, крепкие нравственные основы. Методы же навязчивой пропаганды рассчитаны на людей не думающих, готовых принять любой предложенный со стороны образ мысли. Это очень опасно: то, что сегодня признается святым, достойным уважения и похвал, завтра может быть объявлено порочным, заслуживающим порицания или даже уничтожения. Когда человека воспитывают на сиюминутных, постоянно меняющихся "идеалах", это разлагает его нравственность, лишает духовной основы и превращает в апатичный нерассуждающий субъект, неспособный к самостоятельному мышлению и анализу ситуации, тем более – к горению духа и стремлению к высоким целям. И такой человек может быть вполне хорош в своих собственных глазах.
Нередко можно наблюдать, как люди выходят в интернет с абсурдными, жестокими, погибельными идеями и получают тысячи "лайков" – этим они утверждаются в своих греховных и преступных замыслах, уверяются, что их позиция востребована и верна. В этих случаях СМИ и все окружающие должны бить в набат, призывать: "Люди, опомнитесь, что вы делаете?!". Нужно взять себе за правило более трезво, по совести относиться ко всему происходящему вокруг нас. Если народ утратит нравственную основу, то не сможет создавать ни духовных, ни социальных благ, не выстроит справедливую политическую и общественную жизнь. Русь всегда была сильна духом и крепкой верой. Сегодня особенно важно понимать, что, в первую очередь, мы сами несем ответственность за все, что с нами происходит. И если все общество и каждый человек в отдельности не будет стремиться к нравственному обновлению – мы погибнем как нация.
- Например, как это происходит сейчас в Европе, которая подверглась притоку беженцев. В наших федеральных СМИ эту проблему нередко подают как предвестие неминуемой катастрофы для Старого света. Насколько, по Вашему мнению, реальны такие опасения? Или многомиллионная Европа без особых проблем сможет ассимилировать относительно небольшое количество людей другой культуры?
- Населению Европы сумели привить толерантность в худшем смысле этого слова, то есть научили безразлично и заведомо лояльно относиться ко всем процессам, которые происходят в их государствах. Практически потеряна вера, дискредитирована Церковь – и никто не видит в этом национальной трагедии! Теперь европейцев учат, что на Рождество нужно приглашать к себе в храмы мусульман, молиться с ними, можно самим сходить в мечеть, а елку лучше не ставить, так как она оскорбляет чувства верующих мусульман... И многие соглашаются! Но никто при этом не задумывается, что нынешние беженцы – это не просто несчастные, которым нечего есть. Это люди с крепким внутренним стержнем. Им внушили, что они едут в страны порока, им предстоит там жить и в будущем это их территория. Поэтому они воспринимают европейцев и их многовековую христианскую культуру как зло, противоречащее законам шариата – и настроены на противостояние и победу! А вот европейцам уже нечего противопоставить этой внутренней силе. Повторю: в формировании исторических процессов первичны сила духа, стремление к единству и личная ответственность каждого не только за себя, но и за ближних, за все Отечество. В этом – залог крепости и процветания народов и государств.
"НЕ ВЕРИТЬ НЕВЫПОЛНИМЫМ ОБЕЩАНИЯМ"
- В завершение, уважаемый Владыка, не можем не коснуться еще одной "горячей" темы. В середине сентября прошли выборы, приковавшие внимание общественности не только в России, но и в зарубежных странах. Традиционно кандидаты в депутаты давали предвыборные обещания… Но так же традиционно они их, как правило, не выполняют. Является ли грехом обещать людям то, что человек заведомо не может и не собирается исполнить?
- Люди порой с безграничным доверием относятся к печатному слову и к тому, что говорят с экрана телевизора. В 90-е годы политики сами не знали верного направления действий, а людям обещали несбыточные блага в будущем. Такого рода ложь можно услышать и сегодня. Среди политических деятелей любого уровня встречаются люди, совершенно оторванные от действительности и от народа. Например, одна из партий уведомила консульство Украины, что едет в Крым агитировать в связи с выборами: это же абсурд, ведь Крым – это Россия! Партии должны готовить свой актив, чтобы их кандидат был образованным, близким к народу человеком, знающим его нужды. Выборы у нас проходят регулярно, поэтому следует помнить: если партии хотят скорректировать политический вектор в стране, они, в первую очередь, должны уважать народ и проявлять о нем искреннюю заботу, а не прикрываться ложными, невыполнимыми обещаниями – это действительно грех пред Богом и людьми. Иногда я в своих проповедях призываю людей идти на выборы. При этом никогда не советую, за кого голосовать, но говорю так: "Идите на выборы и будьте внимательны; сморите, что за кандидат перед вами, какую программу предлагает его партия и голосуйте сердцем!". Только так можно что-то изменить к лучшему в нашем государстве, иного пути нет. Если же рассуждать в категориях христианской нравственности, то грех предвыборной лжи является "двусторонним" - как конкретного политика, так и тех избирателей, которые не пожелали разобраться и поддались на легковесные слова или сиюминутные выгоды. Необходима обоюдная нетерпимость ко лжи, непредвзятость и ответственность за будущее страны.
- А что Вы скажите тем людям, которые считают, что нет достойных кандидатов и поэтому не хотят идти на компромисс со своей совестью, голосуя за того или иного кандидата?
- Думаю, что это явление из категории душевной лени. В своем выборе нужно исходить из того, с кем из представленных кандидатов легче и продуктивнее будет работать. Например: какая-то партия наиболее полно (в сравнении с другими) отражает мои интересы – я за нее голосую, но в будущем обязательно приложу максимум усилий, чтобы она учитывала мои нужды и требования! Можно спросить: как быть тем избирателям, чей кандидат не прошел в парламент? Жизнь на этом не заканчивается. Нужно быть добропорядочным гражданином, трудиться, и тогда Ваша идея сможет реализоваться в будущем. К сожалению, политтехнологи считают избирателей инструментом, с помощью которого можно управлять политическими процессами. Но народ, я надеюсь, в итоге научится делать самостоятельный и правильный выбор.
- Спасибо, Владыка Сергий, за содержательную и интересную беседу.
Подготовила Татьяна МИСТЮКОВА".
Опубликовано в выпуске "Комсомольская правда - Воронеж", еженедельник, 20-27 октября 2016 г. N42-Т