28 апреля 2016 г • В день установления Таинства Евхаристии Глава Воронежской митрополии совершил уставное богослужение Великого Четверга
Божественную литургию свт. Василия Великого митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.
В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Тайная Вечеря – центр всего христианского богослужения. "Сие творите в Мое воспоминание" – заповедал Христос (Лк. 22, 29). Каждая литургия – это участие верующих в Тайной Вечере. Поэтому все православные, по возможности, с усердием стремятся в этот день подготовиться и приступить к Причастию Святого Тела и Крови Господних. В Благовещенском кафедральном соборе за литургией к Святым Тайнам приступили более восьмисот человек.
Этот четверг называется также "чистым" не только оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но еще более потому, что в Таинствах исповеди и причастия очищается душа человека.
На Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастного стихов, а также вместо "Да исполнятся уста наша" поется молитвенная песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". (Перевод: "Сыне Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери (удостой причаститься Святых Таин), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (т.е. не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем").
О ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ:
Это была последняя Пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – избавить то плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор., 5, 7).
Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня." Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "ты сказал," в последний раз побуждая его к покаянию.
Затем Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое". Исследователи отмечают важность того, что Христос сказал: "Сие есть Тело Мое": Он не сказал "сей хлеб" а именно "сие", потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть простым хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова сказал: "Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов". Сказано: "Сия есть Кровь Моя" - не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.
Что значит: "Кровь Моя Нового Завета?" - "Как Ветхий Завет, - поясняет свт. Иоанн Златоуст, - имел овнов и тельцов, так и Новый Завет имеет Кровь Господню. Этим также Господь показывает, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и вспоминает вместе о первом, поскольку и тот завет был обновлен кровью. Слово "завет", по своему первому значению, тождественно со словом "завещание". Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетований, в данном случае - соблюдение заповедей Божиих. С этой точки зрения слово "Завет", может быть объясняемо, как "договор" между Богом и людьми".
Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется. Господь хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью. "За многие изливаемая, во оставление грехов" - означает, что страдания Единородного Сына Божия послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода, которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его.
Св. евангелист Лука, а также и св. ап. Павел в 11 главе 1-го послания к Коринфянам говорят, что при этом Господь еще добавил: "Сие творите в Мое воспоминание". Отсюда никак нельзя сделать вывод, как это делают сектанты, что Евхаристия это простое "воспоминание" Тайной Вечери. Это сказано потому, что Господа уже не будет видимым образом с учениками и последователями, и они будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, и будут вспоминать Его прежнее телесное соприсутствие с ними. В книге Деяний св. апостолов, в посланиях ап. Павла и во многих древних памятниках христианской письменности мы находим множество свидетельств того, что всякое молитвенное собрание христиан того времени сопровождалось принятием Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина.
Тропарь Великого Четвертка, глас 8: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
Перевод: "Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!".