27 апреля 2016 г • В Великую Среду митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Благовещенском кафедральном соборе
На малом входе ряду клириков Епархии митрополит Сергий вручил патриаршие и архиерейские богослужебные награды.
В совершении Литургии Преждеосвященных Даров в Благовещенском кафедральном соборе Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий, секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, клирики кафедрального собора и духовенство, приглашенное для вручения церковных богослужебных наград.
К празднику Святой Пасхи на малом входе Литургии священнослужители были удостоены:
- права служения Литургии при отверстых Царских Вратах до Херувимской песни - протоирей Андрей Белянко, настоятель Казанского храма с. Хохол и протоиерей Павел Мельничук, настоятель Спасского храма с. Новая Усмань;
- права ношения креста с украшениями: протоирей Александр Беляев, клирик Алексиевского собора Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа и протоиерей Виталий Лившук, настоятель Казанского храма (с. Подклетное) г. Воронежа;
- права ношения палицы: протоирей Андрей Кислинский, клирикТихвино-Онуфриевского храма г. Воронежа и протоирей Олег Титов, настоятель Ильинского храма г. Воронежа;
- возведены в сан протоиерея: священник Олег Гребенкин, настоятель Никольского храма (с. Никольское) г. Воронежа, священник Александр Дубина, клирик Покровского храма г. Лиски, священник Константин Кривонос, настоятель Троицкого храма п. Латное Семилукского р-на, священник Евгений Хренов, настоятель Рождество-Богородицкого храма с. Рождественская Хава Новоусманского р-на;
- возведен в сан протодиакона диакон Виктор Ивлиев, клирик Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа:
- права ношения наперсного креста: священник Алексий Иванников, клирик Воскресенского храма г. Воронежа, священник Александр Киселев, клирик Казанского храма п. Давыдовка Лискинского р-на, священник Иоанн Королев, настоятель Михайло-Архангельского храма с. Рыкань Новоусманского р-на, священник Павел Небольсин, клирик Никольского храма с. Землянск Семилукского р-на, священник Виктор Семенов, клирик храма в честь иконы Божией Матери "Взыскание Погибших" г. Воронежа, священник Сергий Смирнов, клирик храма Христа Спасителя г. Нововоронежа, священник Иоанн Филатов, клирик храма Христа Спасителя г. Нововоронежа, священник Сергий Шитиков, клирик храма во имя свт. Митрофана г. Семилуки, священник Александр Шишкин, клирик Успенского храма г. Воронежа;
- права ношения камилавки и напресного креста священник Александр Кисленков, клирик Михаило-Архангельского храма г. Воронежа;
- права ношения камилавки: священник Олег Балакирев, настоятель Казанского храма с. Березовка Семилукского р-на, священник Сергий Бобров, настоятель Митрофановского храма (МВД), священник Александр Деревянкин, клирик Христо-Рождественского храма г. Лиски, священник Алексий Кузьминов, настоятель Христо-Рождественского храма г. Воронежа;
- права ношения набедренника: священник Константин Зенищев, клирик Казанского храма г. Воронежа, священник Владимир Могильников, настоятель храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Левая Россошь Каширского р-на, священник Виталий Синюгин, настоятель Михаило-Архангельского храма с. Семидесятное Хохольского р-на, священник Александр Ушаков, клирик Воскресенского храма г. Воронежа, священник Борис Филаретов, клирик храма во имя св. вмч. и цел. Пантелеимона г. Воронежа, священник Валерий Юденко, клирик Казанского храма с. Новая Усмань.
О ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ СРЕДЫ ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ:
Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым (алебастровым) сосудом мира цельного драгоценного и возлила Ему на главу, в знак своей любви и благоговения к Нему (Лк.7:36-50). Ученики Его жалели о трате мира: можаше бо сие, говорили они, продано быти вящиле трех сот пенязъ и датися нищим. Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: дело бо добро содела о Мне, сказал Он. Всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие, во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея. Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах!
Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа и предлагает: что ми хощете дати, и аз вам предам его? С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и поставиша ему тридесятъ сребреник. Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст Спасителя мира (Мф.26:3-16. Мк.14:1-11). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори сия, в память ея, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино. Синаксарь на Великую Среду начинается стихами:
Жена полагающи телеси Христову миро Никодимов предприят смирналой.
"Се лукавый совет, – плачевно воспевает Церковь в Великую Среду, – воистину собрался неистово: как осужденника осудите горе Сидящего, и Судию всех Бога. Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, течет к иудеям". "Грешница принесла к ногам Христовым главу свою, – как говорит и св. Златоуст, – Иуда простер руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а сей взять сребреники. Грешница принесла миро для помазания Господа: ученик соглашася с беззаконными, она радовалась, тратя миро многоценное: этот заботился продать Неоценимого; она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся; она освобождалась от греха, а сей делался пленником его".
О жене-грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую Среду с древних времен. В 4 веке Амфилохий, епископ иконийский, Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. В 8 веке Косьма маиумский, в 9 преподобная Кассия сочинили многие стихиры для богослужения в Великую Среду, ныне исполняемые в этот день. Святитель Златоуст в 80 беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице: эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех Евангелистов: но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн – о другой, некоторой чудной жене – сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поелику проказа казалась ей болезнию нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного: то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ея нечистоту.
Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда не пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.
Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.
Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает!. Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.
На утрени в Великую Среду Православная Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его; о прославлении Его гласом Бога Отца: прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю, и что он есть свет мира (Ин.12:17-50).
В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении Часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: "Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже", которой она в продолжение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф.26:6-16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего" и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом молитва святого Ефрема Сирина в среду недели сырной начинается, и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке Амвросий медиоланский.
Протоиерей Г. С. Дебольский. "Дни Богослужения Православной Церкви", 1901 г.