27 января 2016 г • Приветственное слово Главы Воронежской митрополии к участникам секции "Медицина: новации и традиции" на Рождественскиъ чтениях
В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил работу секции Общества православных врачей России "Медицина: новации и традиции".
"Дорогие отцы, братья и сестры!
Десять лет назад, в 2006 году, мы начали обсуждать вопрос создания Общероссийской общественной организации православных врачей, которая была позднее образована на I Всероссийском съезде в Белгороде в 2007 году. За почти десятилетнюю историю своего существования общество православных врачей России внесло ощутимый вклад в улучшение качества здоровья наших граждан и привнесение христианских ценностей в медицину и здравоохранение. Наши сегодняшние докладчики являются основоположниками и корифеями этого общероссийского движения, которое, несомненно, войдет в историю Русской Православной Церкви как важное событие религиозной жизни.
Однако, и через двадцать веков своего возникновения, Христова Церковь вновь находится сегодня на периферии медицины и здравоохранения. Очевидно, что сегодня Церковь испытывает определенную трудность в объяснении светскому миру, какова ее связь со здоровьем человека. Молитвенная комната или храм на территории больницы - это лучшее что может предложить современное здравоохранение для преодоления размежевания между наукой и религией, верой и жизнью, для восстановления связи между здоровьем, Евангелием и моралью. Роль Церкви в медицине по-прежнему умаляется. В глазах многих людей Церковь как бы удаляется от своей терапевтической миссии, занимаясь больше учительской практикой и литургической жизнью прихожан. Почему это происходит?
Исцеления Иисуса Христа во время Его земной жизни представлялись людям как чудо, потому что они выздоравливали не благородя, а вопреки медицинской науке того времени. Хотя Спаситель не игнорировал медицину, и не соперничал с нею, Его лечение было вне науки и технологий: это были знаки приближающегося Царства Божия, проникнутые состраданием, любовью и педагогическим значением. По словам Василия Великого (беседа 26 "Утешение больному") Христос "не после многих посещений воздвиг страждущую; не видно врачебного вещества; уврачевание последовало вдруг. Много истощила она трудов, и не было милующего. Но здесь предстает только Врач естества, и телесная зима прекратилась". Прекращение "телесной зимы", здоровье, возвращенное Господом, было только первым шагом длинного целебного и одновременно спасительного пути. Его божественное врачевание было объединено с провозглашением Царства Божия, Его лечение было одновременно евангелизацией.
Христова Церковь заложила основные элементы понятия "культуры здоровья": служение Богу и людям, приятие, сострадание, покаяние, понимание и прощение. Это не просто нравоучительные слова. Как мы видим из Евангелия - это повседневная практика Христа в отношении многочисленных людей, которые приходили к нему каждый день: больных, страдающих различными недугами, грешники, социальные маргиналы, - в том числе нищие и иностранцы. В наше время таких людей чаще всего не замечают, изгоняют, брезгливо оставляют по ту сторону сложившегося уклада жизни, ограничивают их барьерами и предрассудками: мировоззренческими, национальными, социальными и религиозными. О чем это говорит? О том, что современное общество весьма далеко от того, что чувствовал и делал Иисус Христос.
Современные люди живут, очевидно, в обществе, очень отличающемся от того, которое было двадцать веков назад. Связь между Евангелием и здоровьем многим кажется не очевидной или даже надуманной. Внутри сложного мира институтов здравоохранения и медицины уже давно произошел разрыв создававшегося во времена Христа единства между Евангелием и культурой, разрыв настолько сильный, что многие уже сомневаются в возможности согласовать веру и медицинскую науку, евангельские ценности и здоровье.
Современный мир, – причем как в богатых, так и в развивающихся странах – это мир, где людей принимают или отвергают по мотивам экономической и финансовой целесообразности. В таком мире медицина стремительно превращается в "медицину пожеланий": в медицину, которая посредством новых технологий продает возможность большего физического совершенства, трудоспособность, иллюзию вечной молодости. Такая медицина ориентируется на людей обеспокоенных своим весом, внешним видом, телесными недомоганиями. Медицина из комплекса дисциплин, основанных на сострадании и любви к ближнему, постепенно превращается в коммерческий социальный институт, предлагающий создание идеального совершенства человеческого тела по запросу заказчика. Разумеется, в такой медицине нет место Христовой Церкви. Это медицина, из которой попытались изгнать Христа.
Между тем, профессиональная деятельность врачей всегда была основана в личностных отношениях медицинского персонала с пациентами. Что ищет больной в своем враче? Что он ожидает от него? Профессиональной компетенции, сострадания, уважительного и ответственного отношения к себе. Врач со своей стороны, просит у пациента доверия, сотрудничества и терпения. Сутью таких отношений врача и пациента является сострадание и готовности помочь. Медицинская практика, поэтому не может быть представлена лишь как научная или техническая деятельность. Отношения между людьми, опосредованные отношениями человека и Бога, испокон веков были предметом осмысления, веры и молитвенных воздыханий Православной Церкви. Технологические инновации и научные открытия не могли и не смогут изменить ту истину о человеке, которую открыл наш Спаситель. Человек - есть Образ Божий, достойный любви. Врач действует, прежде всего, как субъект добра и любви, как Образ и Подобие Бога, а потом уже как ученый и специалист, разбирающийся в медицинской технике. Это только в дегуманизированной медицине недужный человек уподобляется некоему объекту, связанному только с медикаментами и аппаратами, поддерживающими жизнь.
В современной медицине очень большое внимание уделяется квалификационным категориям, которые различают врачебное сообщество по степени профессиональной компетенции. История медицины тоже знает три категории врачей. Врачи третьей категории лечили болезни. Врачи второй категории лечили больных. Врачи первой категории, помимо больных лечили еще И общество. От личности к личности, день за днем, хорошие врачи были соработниками Богу в постоянном обновлении общества, в поисках условий для лучшего здоровья людей, совершенствования их нравственной жизни, прилагали усилия проповеди Евангелия. Полагаю, что представителям Общества Православных Врачей России выпала миссия быть лучшими врачами, врачующими и общество в целом. Напомню в этой связи, что по определению Социальной Концепции Русской Православной Церкви: "Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира ... Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание".
Программа нашей сегодняшней медицинской секции Рождественский чтений обещает быть плодотворной. Наша встреча - это важное событие, обобщающее жизнь Всероссийского общества Православных врачей, которые в своем повседневном служении имеют благодать Святого Духа и евангельские образы любви Христа при оказании помощи бедным, бездомным, пациентам с психическими или физическими недостатками, престарелым. Да освятит сам Спаситель, податель здоровья, работу нашей сегодняшней конференции. Пусть благословит Он сердца и помыслы ваши на благие дела по исцелению всех пациентов, которые встретятся вам в ваших клиниках.
Молитвенно призываю на Вас Божие благословение и желаю вам успехов!".