18 января 2016 г • "Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас..." (Кондак Богоявления)
Накануне праздника Богоявления служение всенощного бдения в Благовещенском кафедральном соборе возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.
Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника - "Феофания" - Богоявление, также его называли "праздник Светов", ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Об этом говорится в кондаке праздника: "Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный".
Глубокое богословское содержание, нравственно-назидательный характер чтений и песнопений, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощное бдение поистине сокровищницей православного богослужения. (Чтобы прочесть богослужебные тексты Крещенской утрени с русским переводом воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).
Богослужение накануне Богоявления имеет много общего со службой Рождества Христова - это обусловлено тем, что в древней Церкви два указанных праздника совершались в один день. На Востоке он торжественно отмечался 6 января. Праздник этот соотносился не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь. Одни древние авторы писали о празднике Богоявления 6 января как о празднике Крещения, другие – как о празднике Рождества, предлагая разные трактовки его происхождения. С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника, который является Господским и, празднуясь 6 января, причисляется к непереходящим.
Началось всенощное бдение чтением великого повечерия - трижды открывались Царские врата при пении хорами торжественных, главных песнопений праздника - ветхозаветного библейского текста св. пророка Исаии "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!", а также тропаря "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." и кондака "Явился еси днесь вселенней...".
Чин литии - прилежного моления о всем мире - и освящение хлебов был совершен епископом Сергием.
При совершении полиелея духовенство со всем народом, попеременно с хорами воспевали величание Рождеству Христову: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских".
Митрополит Сергий совершил полное каждение храма и чтение евангельского зачала, повествующего о Крещении Господа Иисуса Христа: "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". (Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).
Затем митрополит Сергий совершил помазание верующих освященным елеем.