27 ноября 2024 г., СРЕДА, (14 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Воронеж • Благовещенский кафедральный собор

19 января 2016 г • В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и Великое водоосвящение

Торжественное архиерейское богослужение было совершено в Благовещенском кафедральном соборе.


Событие, ставшее основанием праздника Крещения Господня описано в Евангелии. По Божию повелению на берега реки Иордан вышел пророк Иоанн с проповедью покаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не прото праведник и пророк, "помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?" (Лк. 3: 15). Сам же Иоанн говорил о себе как о Предтече, то есть, что он предшествует Спасителю: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу..." (Ин 1:23). Приуготовление пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению.

Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". И услышал в ответ слова Спасителя: "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:14-15). Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17).

Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в свидетельстве голосом, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде голубя осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге–Троице, едином по существу и троичном в Лицах.

В день праздника Благовещенский кафедральный собор был заполнен молящимися. Поток верующих не прекращался в течение всей ночи - воронежцы молились за ночной Божественной литургией и набирали освященную воду.

Сердцевиной праздника стала поздняя Божественная литургия, служение которой возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на грядущее явление миру Христа Спасителя на реке Иордан и на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией. К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".

По сугубой ектении митрополит Сергий возгласил молитву о прекращении междоусобной брани в Украине.

После чтения заамвонной молитвы митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил Великое водоосвящение.

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, пищу, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным - для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одним из величественных и умилительных священнодействий над стихиями есть освящение воды - стихии, весьма необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Чин Крещенского водоосвящения называется Великим ввиду особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня: через погружение в нее Сына Божия во плоти совершилось освящение самого естества воды.

При пении тропарей "Глас Господень на водах..." Архипастырь изнес их алтаря напрестольный крест и совершил каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангельском зачале, которое было зачитано митрополитом Сергием, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа: "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".(Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).

Затем протодиакон возгласил ектению: "Миром Господу помолимся...", в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды. Во время произнесения ектении Архиерей тайно читает молитву "Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...", в которой просит озарить ум молящихся Святым Духом и принять молитвы, возносимые над водой.

По окончании ектении митрополит Сергий во всеуслышание трижды возгласил: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!" и далее всю молитву на освящение воды.

По окончании всех положенных молитвословий, Архипастырь трижды погружал честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...".

Освященной водой митрополит Сергий окропил молящихся, а священнослужители окропили алтарь и весь храм.

Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе "великой святыней". Употреблять ее принято натощак. Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная на Богоявление вода используется для питья, для помазания, для окропления людей, храма, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление". Принимать святую воду дозволется и тем, кто по каноническим причинам отлучен от Таинства Евхаристии.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.