18 января 2016 г • В Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Были совершены Царские часы и Божественная литургия святителя Василия Великого. По заамвонной молитве митрополит Сергий возглавил чин Великого водоосвящения.
Утром 18 января, в Крещенский сочельник, в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской епархии было совершено уставное богослужение. Служба Навечерия Богоявления состояла из Великих (Царских) часов, изобразительных и вечерни с литургией святителя Василия Великого, в конце которой совершается освящение воды.
В состав Царских часов входят псалмы, содержащие пророчества о пришествии в мир Христа Спасителя и явлении Господа на водах Иордана. Об этом же поется в тропарях часов. Прочитываются паремии, зачала из апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых Царских вратах.
По завершении чтения изобразительных митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии по чину святителя Василия Великого. Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.
Также, как и в Рождественский сочельник, Литургия в этот день начиналась великой вечерней. На "Господи воззвах" пелись стихиры праздника Крещения Господня и совершался вход с Евангелием.
Затем были прочитаны паремии (тексты из Ветхого Завета), в которых перечислялись различные события Ветхого Завета, являвшиеся прообразами крещения или сообщающие о действиях промысла Божия, совершавшихся через стихию воды. Паремии чередовались особыми тропарями, завершающие слова которых, при открытых Царских вратах, пелись попеременно духовенством в алтаре и хором.
После завершения паремий, малой ектении и возгласа Архиерея "Яко Свят еси, Боже наш...", началось пение Трисвятого и дальнейшее последование Божественной литургии по чину святителя Василия Великого.
По сугубой ектении митрополит Сергий возгласил молитву о мире в Украине.
После чтения заамвонной молитвы митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил Великое водоосвящение. Этот чин называется Великим ввиду особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и освящение самого естества воды, через погружение в нее Сына Божия во плоти.
При пении тропарей "Глас Господень на водах..." Архипастырь изнес их алтаря напрестольный крест и совершил каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангелии от Марка (1, 9 - 12), которое было зачитано митрополитом Сергием, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа.
Затем протодиакон возгласил ектению: "Миром Господу помолимся...", в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды.
Сердцевина чинопоследования - прочтение Архиереем вначале тайно, а потом велегласно продолжительной молитвы: в ней от лица всего народа испрашивается у Бога "наитием Святого Духа" освящение воде.
По окончании чтения всех молитв митрополит Сергий трижды погружал честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителей бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".
Освященной водой митрополит Сергий окропил алтарь кафедрального собора, священнослужители окропили весь храм и народ.
После отпуста посреди собора был поставлен светильник с возженной свечей, перед которым Высокопреосвященнейший Владыка Сергий с сослужащим духовенством воспели тропарь и кондак праздника Богоявления. Свеча в этот момент символизировала свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое миру в Богоявлении.
Об употреблении святой воды:
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется Великой Агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную благодатную силу. Поэтому эта вода имеет важное значение и употребляется с большим благоговением. Ее можно употреблять во всякое время года, желательно утром, до принятия пищи, окроплять жилища и помазываться ею во здравие души и тела. Богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от Причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Святая вода употребляется для освящении различных вещей и предметов обихода.