Сегодня 2 декабря 2024 года, ПОНЕДЕЛЬНИК, (19 ноября по ст. стилю)
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора на тему "Русский мир: внешние и ...  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
"Взаимодействие Церкви и казачества на территории Центрального войскового казачьего общества"  >>>
Выставка, посвященная Дню матери, открылась во Владимирском соборе г. Лиски  >>>
Епископ Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил воскресное богослужение  >>>
Глава Воронежской митрополии побеседовал с преподавателями и воспитанниками Воронежской духовной семинарии  >>>












































Рейтинг@Mail.ru

24 августа 2012 г •

О дне памяти святителей Митрофана, Тихона епископов Воронежских и Димитрия митрополита Ростовского

Такое празднование существовало до 1903 года, когда состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. И отрадно, что сейчас, спустя сто с лишним лет, эта традиция возрождается.

Празднование трем святителям, Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, установлено в XIX столетии. В служебной Минее говорится: "В 1899 году, посещая храмы епархии, архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин; † 1908) обнаружил, что в храме в честь Рождества Христова в городе Бежецке имеется предел во имя трех святителей – Митрофана, Тихона и Димитрия, освященный 29 октября 1868 года".

Особые тропарь и кондак трем святителям были составлены известным агиографом А.Н. Муравьевым по благословению епископа Полтавского Иоанна.

"Яко же древле на Востоцех трие велицыи святителие, сильный словом Василий, глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, тако и днесь в стране полунощней три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша: столп веры Митрофан, слово истины в лице царю исповедавый, и обличитель раскола Димитрий, мечем обоюду острым вся козни его рассекий, и помазания полный сосуд Тихон, тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый. О велицыи трие святителие земли Российския, молите Христа Бога, Емуже угодни бысте, спастися душам нашим", – поется в тропаре.

Известное в современном литературном языке понятие "страны полуденной" в древнем мире подразумевало Израиль. Это земля обетованная, которая словно божественным светом была просвещена истинным Богопочитанием живущего на ней народа израильского. Все другие страны, ввиду своего пребывания во тьме идолослужения, назывались страной полунощной. И в самом деле, как сказано в тропаре трем святителям, святители Христовы Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, жившие в нелегкие для русского народа времена, явились духовными светилами, которые своей любовью к Богу, благочестивой жизнью, личным примером и высокой образованностью просвещали и исправляли Богом данную паству. Как истинные пастыри словесных овец, они боролись с невежеством и расколами, волновавшим нашу Церковь и Отечество в то время.

Так, начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. Население Воронежского края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и его не хватало. В течение двадцати лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан проявил себя истинным пастырем, со страхом Божиим совершавшим свое служение; с любовью и милосердием вспахивал он ниву сердец человеческих, чтобы посеять в них спасительные семена слова Божия. Смирение святителя соединялось в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила смерть, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю. За время своего пребывания на Воронежской кафедре святитель Митрофан построил 57 храмов на территории епархии.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, являлся современником святителя Митрофана и в 1701 году, был рукоположен в сан архиерея.

Святитель Димитрий получил блестящее образование, в совершенстве знал латинский, греческий, польский языки, и учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В возрасте 17 лет он был рукоположен в иеродиакона, а в 23 года стал иеромонахом. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В разное время он был игуменом нескольких монастырей. В 1684 году он был вызван в Киево-Печерскую Лавру, там по поручению настоятеля начал свой знаменитый труд по составлению Четиих-Миней на весь год. В течение последних двадцати лет своей жизни трудился святой над составлением житий святых и переводом их с латинского и греческого языков на церковно-славянский. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда.

Святитель Димитрий был яростным обличителем раскола. Его книга "Розыск о брынской вере", направленная против старообрядцев, защищала истинную веру от всякого обрядоверия. Скончался святитель Димитрий во время молитвы, на коленях, 28 октября 1709 года.

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии, спустя 21 год после блаженной кончины святителя Митрофана и был десятым епископом града Воронежа.

Тимофей рано лишился отца, после смерти которого семья осталась почти в нищете. Он едва избежал набора в рекруты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, где обучался почти 14 лет и в которой потом стал наставником. В 1758 году его постригли в монашество с именем Тихон. В 1761 году, на 37-м году жизни, иеромонах Тихон по явному указанию свыше был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде, а затем четыре года и семь месяцев (1763–1767) возглавлял епископскую кафедру в Воронеже.

Показателен один пример смирения святителя Тихона. Когда он уже жил на покое в Задонском монастыре. Однажды в доме знакомого он вступил в беседу с одним дворянином-вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился в ноги своему обидчику и стал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к православной вере и стал добрым христианином.

Блаженная кончина святителя Тихона последовала 26 августа 1783 года.

"Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножевшейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, егоже да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих", – воспевает Церковь в похвалу святителям (седален святым).

Как при наступлении ночи усиливается звездный свет и человек невольно обращает свой взор к ночным светилам. Так при умножившейся на земле Русской греховной тьме, как некие прекрасные звезды просияли святители Митрофан, Тихон и Димитрий, которые светом своих добродетелей озарили нам дорогу к небу.

Текст подготовлен игуменом Саввой (Никифоровым).

Опубликовано в епархиальной газете "Воронеж православный в 2011 г.



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Великое освящение нижнего придела Благовещенского кафедрального собора



ФОТОРЕПОРТАЖ:











































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.