Сегодня 29 марта 2024 года, ПЯТНИЦА, (16 марта по ст. стилю)
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил освящение часовни в честь святого благоверного князя Александра Невского  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Общая исповедь духовенства Центрального благочиния и клириков Благовещенского собора  >>>
Общая исповедь духовенства Центрального благочиния и клириков Благовещенского собора  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил освящение часовни в честь святого благоверного князя Александра Невского  >>>
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного ...  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

29 августа 2014 г • Воронежская и Лискинская епархия • Воронеж

"Пречистому Твоему Образу поклоняемся, Благий"

В Праздник перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную Литургию в Спасском храме Воронежа

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель храма, благочинный Нижнедевицкого церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев, духовенство Воронежа, клирики Спасского храма и Нижнедевицкого благочиния. За богослужением пел малый состав мужского Архиерейского хора "Символ веры" под управлением диакона Серафима Дубанова.

По окончании Литургии был совершен Праздничный молебен всемилостивому Спасу. Затем Архипастырь обратился к предстоящим в храме со словами проповеди:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, с престольным праздником!

Сегодня мы почитаем Нерукотворный Образ Христа Спасителя. О нем мы имеем не только упоминание в Предании, но и в Писании: что Господь, омочив Свое Лицо и промокнув полотенцем, отпечатал на нем Свой Лик. Поэтому Образ этот называется Нерукотворенным – потому что это было невозможно сделать человеческими усилиями, а Господь сотворил чудо и отобразил на убрусе Свой Лик. Мы знаем, что этот Образ был послан царю Авгарю, который олучил исцеление, а затем долгое время находился в столице этого государя. И мы сегодня празднуем торжественное перенесение этого Образа в Константинополь. И это событие имеет для нас историческую ценность. Потому что мы знает, что Константинополь впоследствии стал Стамбулом, а на месте некогда христианской православной столицы оказалась твердыня совершенного иного мира – чуждого христианству. Мы знаем, как Византия отстаивала, выражаясь современным языком, свой стиль жизни, свое первенство, свое право на собственное мировоззрение в противостоянии с традицией Рима, Запада. И знаем, что в этой борьбе православные потерпели фиаско. В результате усилий многих политиков, дипломатов, римского престола, в результате всевозможных подтасовок и фальсификаций Западу удалось все устроить так, что Константинополь пал, Византия ушла в небытие, а православие во всей полноте ушло в нашу страну, в Россию. Не стоит забывать и то, что поводом к прямому вторжению в Византию часто использовался мотив религиозный – а именно Крестовые походы. Они преследовали благую цель – освобождение христианских святынь. Но часто крестоносцы шли через Константинополь, подвергая столицу Восточной империи разграблению, вывозя оттуда в огромном количестве не только сокровища, но и христианские святыни. Именно поэтому, сегодня в той же Италии так много православных святынь, особенно – в Венеции. Самое большое их количество мы находим в соборе св. Марка, который построен по Византийскому образцу, и все святыни, которые заполняют этот собор, включая алтарь из чистого золота, были варварски вывезены из Константинополя. Все это стало результатом межхристианской войны, которая подоравала силы Византийской империи. А потом Запад вступили в сговор с народами, исповедующими ислам, и в результате эти довольно отсталые племена, которые не имели возможности управлять государством, которого у них никогда и не было, завоевали Константинополь и Византийскую империю. И первое время они правили этой страной через христиан – государственных чиновников и деятелей, которые остались после православного императора.

Вот если мы проведем эту историческую аналогию, то увидим, что сегодня складывается та же самая картина мировой войны добра со злом, которая происходит на наших глазах. Те же самые войны, те же самые недовольства и провокации. Если посмотреть телевизор, то можно увидеть, как в Киеве люди выходят к правительственным зданиям, требуя продолжать войну до "победного конца"! То есть братоубийственной войны, которая идет на Юго-востоке Украины. И людям внушают, что Россия – это враг, что нужно с этим что-то делать. И правительство обращается к мировому сообществу с просьбой помочь "поставить Россию на место", обвиняя ее в этой войне. Это буквальное повторение Византийского сценария!

Но вернемся к самому Нерукотворному Образу. Мы сегодня празднуем память перенесения его в Константинополь. Император, все его окружение, старались как-то поддержать, укрепить веру в народе, вдохнуть жизнь в души людей, в сердце народа. Но произошло то, что происходит с нами: люди охладевали, становились равнодушными материалистами, и духовные ценности – то, что является самым важным для христиан, постепенно утрачивали для людей прежнее значение. Они больше думали о том, как сохранить свою жизнь, свое благополучие, найти компромисс с предательством в своей собственной истории. Из экуменических соображений Византия допускала в государственную политику иконоборцев, поддерживала их, потому что в них ощущала военную мощь и силу. А самые главные духовные вопросы растворялись и отходили на второй план. И в результате – даже сам убрус с Изображением Христа, оказался утерян во времена исторически катаклизмов, постигших Византию. И мы с вами сегодня празднуем лишь историческую память о том, что когда-то эта святыня пребывала в столице, которую наши предки именовали Царьградом.

Но от этого нынешний праздник не менее торжественный. Потому что мы должны на примере этой истории понимать – насколько важно для нас и в плане личного спасения, и в плане нашей семейной жизни, и в построении жизни общественной – как в нашем регионе, так и в целом в России, иметь духовное сокровище Христа Спасителя. Который действительно может помочь людям найти свое место в жизни. А иначе произойдет то, что произошло с Ближним Востоком. Потому что когда мы вспоминаем преподобных отцов: Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Пимена Великого, Авву Дорофея, то часто не обращаем внимания на то, что все они жили именно там. И это было место, где процветало благочестие народа, где были монастыри и целые города с православными христианами, которые не приняли ислам. Мы видим в календаре их имена: такой-то мученик и с ним тысяча мучеников! Представляете, сколько пролилось этой крови людей, которые стояли за веру! Также ошибочно думать, что все население было просто вырезано. Нет. Но вот эта горстка героев была уничтожена, а остальные в основном приняли ислам и создали, новые религиозные общины, на базе которых и создавались эти новые государства Ближнего Востока. И мы должны помнить об этом. Потому что и на наши церкви, и на наши святыни очень много людей, которые желают прийти и воспользоваться этим духовным богатством. И нам сегодня говрят, что народ сегодняшней России, не умеет пользоваться ни духовными, ни материальными богатствами, которые имеет. А вот если мы придем, то здесь будет расцвет! И они действительно придут и превратят нас или в буквальном смысле слова в рабов, или же в людей, которые примут другую культуру, которая будет гораздо страшнее, чем ислам. Эта антихристианскя культура уже идет. Она несет с собой мужеложство, узаконенные однополые браки, ювенальную юстицию. И это все не где-то там далеко: сядьте на самолет, отлетите на час-полтора от нашей столицы, и вы очутитесь в море людей, которые живут среди этих бед. Нравится им это, или не нравится – это стало уже государственным законом. И Западные Церкви – ни католическая, ни протестантские деноминации, давно уже не занимают собственную позицию, и полностью согласились с этими новыми еретическими веяниями, на которых политики мечтают построить новое общество на земле.

Мы с вами должны все это понимать, а понимая – благодарить Бога и за то время, в которое мы живем здесь, в России, и за то, что у нас такой мудрый президент и глава правительства. И за то, что у нас, в Воронежской области, столько замечательных людей. И мы не должны говорить, что это не наше дело. Потому что время, которое нам выпало, очень непростое и это не только наше дело, но и наша ответственность. И мне хотелось бы, чтобы понимая это, мы использовали те возможности, которые у нас есть: участвовали бы в выборах, в частности, в тех, что состоятся 14 сентября. Мы должны идти и принимать в них участие. И быть разумными, определять главой региона того человека, которого мы считаем достойным, который будет творить благое дело для развития не только хозяйственной структуры нашего региона, но и для нормального развития духовной жизни в нашем крае, как основы мировоззрения и благополучия всего, что совершается.

И сегодня я вас призываю, чтобы мы вознесли молитвы Господу нашему Иисусу Христу, чтоб Он по нашей вере – скудной, малой, но по нашей живой вере – избавил бы нас от участи, которая постигла народы, имевшие счастье обладать Нерукотворным Образом, всегда видеть Его перед собой, молиться перед ним. И которые навсегда это счастье потеряли. Не теряйте веры в Бога, не теряйте этой веры в сердце и в душе, и Господь сам устроит нашу жизнь ко благу! Аминь".

Нынешний Праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из города Едессы в Константинополь.

Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя.

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: "Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья". И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.

В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа, отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон, был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ.






ФОТОРЕПОРТАЖ:










































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.